Ответственность железной дороги (морского, воздушного, речного, автомобильного, транспорта) за сохранность перевозимого груза
Введение
Актуальность темы исследования. Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно–правовых.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика процесса доставки груза 6
1.1 Понятие и правовая природа договоров перевозки грузов 6
1.2 Основные элементы договора перевозки грузов 11
Глава 2. Характеристика договора перевозки грузов и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов 20
2.1 Содержание договора перевозки грузов отдельными видами транспорта 20
2.2 Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов отдельными видами транспорта 26
Заключение 32
Библиографический список 34
Библиографический список
Нормативно–правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. Закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г.№ 51-ФЗ (в ред. от 29 июня 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федер. закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29 июня 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 5. Ст. 410.
4. О судебной системе Российской Федерации: федер. конст. закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2020 г.) // Рос. Газета. 1997. 16 янв.
5. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (от 11.06.2021)
6. Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. №41 «Об освобождении железных дорог от ответственности за неподачу вагонов и контейнеров в случае невнесения грузоотправителем платежей за перевозку грузов» // СЗ РФ. 1995. №4. Ст. 304.
7. Указание МПС РФ от 17 мая 1994 г. № М-390у // Бюллетень нормативных актов РФ. 1994. №7.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
8. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - М., 2007. - 615 с.
9. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Липецк, 2006. - 513 с.
10. Синайский В.И. Русское гражданское право - М., 2002 - 403 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
11. Аносов Н.М., Тарбеев К.А., Шпак А.С. Организация информационного обмена при транспортировке опасных грузов в цепи поставки товаров // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта - 2017. - №53. - С. 47-55.
12. Гончарова Н.В. Разработка метода определения стандартных показателей сохранности перевозки грузов // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта - 2019. - №61. - С. 12-19.
13. Горковенко Е.В., Платонова И.В. Совершенствование системы экономической безопасности организации сферы автомобильных грузоперевозок // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий - 2020. - №2. - С. 23-27.
14. Ивушкина О.В. Профилактика краж грузов из подвижного состава на объектах железнодорожного транспорта (по материалам Восточно-Сибирской железной дороги) // Вестник Казанского юридического института МВД России - 2017. - №1. - С. 10-13.
15. Красавцев Л.Б. Проблемы разгрузки судов с грузами военной помощи в архангельском морском торговом порту в 1941-1945 годах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки - 2018. - №1. - С. 30-36.
16. Курбонализода Ф. Содержание обязательств, возникающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей перевозчика // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук - 2017. - №2-3. - С. 16-28.
17. Хихинашвили Л.Г., Гречуха В.Н. Некоторые вопросы ответственности перевозчика при морской перевозке груза вследствие просрочки доставки // Право и экономика - 2019. - №8. - С. 42-45.
18. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. - Современные тенденции видов транспорта - основа на пространстве Евразии // Экономика и управление - 2020. - №1. - С. 18-21.
19. Чортонбаев Т.Ж. Использование унимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции в транспортно-логистической системе кыргызской республики // Вестник Воронежского государственного аграрного университета - 2020. - №3. - С. 36-39.
Судебная практика:
20. О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции Постановление Пленума Верховного Суда РФ: от 26.06.2018 №26 // Рос. Газета. 2015. 29 декабря.
Теперь споры о взыскании убытков будут чаще заканчиваться победой взыскателей, а не перевозчиков. Самое интересное, что даже включение в договор перевозки условия о том, что перевозчик не возмещает убытки, вызванные просрочкой доставки груза, может быть признано судом ничтожным, так как статьей 37 УАТиГНЭТ предусмотрено, что такого рода соглашения являются недействительными.
В судебных решениях по делам, связанным с перевозкой грузов, нередко сваливаются в кучу положения законодательства, регулирующего как собственно перевозку, так и оказание транспортно-экспедиторских услуг. 26-ой пункт Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 дает более точное, нежели ч. 1 ст. 801 ГК РФ, понятие договора транспортной экспедиции.
Теперь у судов должно быть меньше вопросов при юридической квалификации заключенного договора. В некоторых категориях дел (например, касающихся удержания груза) правильная квалификация заключенного договора имеет решающее значение. Верховный Суд применяет положение ч. 3 ст. 202 ГК РФ, предусматривающей прекращение течение срока исковой давности на период применения сторонами предусмотренной законом внесудебной процедуры разрешения спора.