Особенность психологического развития поколения Y
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в России актуальным становится изучение поколений. Актуальность заключается в том, что поколения взаимосвязаны, точнее предыдущие поколения через свою деятельность (прогресс или регресс в различных сферах и/или областях) формируют поколения настоящие. А настоящее поколения уже через свою деятельность будут формировать будущие поколения. И чтобы как можно больше снизить факторы, влияющие на развитие будущих поколений с негативной стороны, необходимо изучать существующие поколения.
Отсюда проблема, которая выражается в неполноте знаний о существующих на сегодняшний день поколениях. К такому поколению как раз относится поколение Y.
В настоящее время поколения Y в мире исследуют в различных странах и сферах, таких как психологической, социальной, культурной, финансовой и т.д. Связано это с тем, что данное поколение, хоть и сравнительно молодое, но уже полностью сформировалось.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................................... 3
Теоретические основы развития поколения Y ..................................................... 5
Основные понятия и сущность теории поколений и поколения Y ........... 5
Теоретические основы психологического развития личности ................ 11
Психологические особенности студенческого возраста ........................... 16
Психологические особенности поколения Y и их сравнение с особенностями психологического развития студенческого возраста ............. 23
Исследование уровня развития ценностей поколения Y .................................. 29
Теоретические основы педагогического эксперимента ............................ 29
Методика исследования психологического развития поколения Y ........ 31
Анализ и результаты исследования психологического развития
поколения Y ........................................................................................................... 33
Заключение ................................................................................................................ 40
Список использованных источников ...................................................................... 43
Приложение А
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Мир психологии: Психологический словарь: электр. словари. URL: http://psychology.net.ru (дата обращения 20.10.2012).
2. Немов Р. С. Психологический словарь: словарь. С.-Петербург: изд-во Владос, 2007. 560 с.
3. RuGenerations, Теория поколений в России: Основы Теории
Поколений: online проект. URL: http://rugenerations.wordpress.com (дата обращения: 15.09.2012).
4. Экзистенция: Теория поколений: информационное агентство. URL: http://existenzia.ru (дата обращения: 17.09.2012).
5. Trainings.ru, Теория поколений: online проект по управлению персоналом. URL: http://www.trainings.ru (дата обращения: 20.10.2012).
6. Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. Основы теоретической психологии. М.: изд-во ИНФРА-М, 1998.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: изд-во Директмедиа Паблишинг, 2008. 613 с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна, 2-е изд. М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж 1997, 352 с.
9. Осипова С. И. Педагогические условия становления успешной личности в системе непрерывного образования / С.И.Осипова, КГАЦМиЗ, Красноярск, 2000, 96 с.
10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигмы субъективности.
Ростов-Н/Д: изд-во Феникс, 1996, с. 338-340.
11. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия,
2002, 512 с.
12. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Педагогика,
1994.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991,
479с.
14. Селевко Г. К. Взгляд на проблему образования: Народное образование, 1998, №9, с. 50-53.
15. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.
М.: изд-во Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
16. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.:
изд-во Директ-Медиа, 2008.
17. Брушлинский, А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности: Психологический журнал. 1994. Т. 15, №3.
Студенчество - отдельная возрастная категория. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон (рисунок 4):