Изучение особенностей развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема развития самостоятельности детей была и остается одной из наиболее актуальных в педагогике. Волевые черты личности являются основной стороной характера человека, и их воспитанию следует уделять серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Интерес к изучению этой проблемы в настоящее время определяется гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все более разнообразной и сложной, и от людей требуются не стандартные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, умение самостоятельно ставить и решать новые задачи. Чем меньше дети, тем слабее их способность действовать самостоятельно, поэтому проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества становится особенно актуальной и важной.
Первые проявления самостоятельности наблюдаются в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится, в пределах своих еще небольших возможностей, к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Содержание
Введение......................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические основы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие "самостоятельность" в психолого-педагогических исследованиях ............................................................................................... 6
1.2Психолого – педагогические характеристики детей старших дошкольников................................................................................................. 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию самостоятельности старших дошкольников 26
2.1 Организация и методы исследования особенностей самостоятельности у старших дошкольников............................................ 26
2.2 Результаты исследования особенностей самостоятельности старших дошкольников................................................................................. 28
Заключение .................................................................................................... 32
Список литературы, используемой.............................................................. 35
Список используемой литературы
1. Акимова Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет . Санкт-Петербург, 2002.2
2 Акулова Е. И. Формирование самостоятельности и ответственности детей / / Дошкольное образование. 2009. № 9. С. 52-58.
3. Вавилова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. Психологический словарь.
4. Власова Т. А. Формирование самостоятельности у дошкольников в художественном ручном труде: Дис. ... Кандидат педагогических наук. Наук". Екатеринбург, 2000, с. 260.5
5 Воскресенская В. С. Воскресенская Мы сами создаем развивающую среду / / Дошкольное образование. 2004. № 1. С. 77-79
6. Выготский Л. С. Психология образования//Под ред. В. В. Давыдова, Москва: Педагогика-Пресс, 1999, с. 536;
7. Гнездилов Г. В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие. Москва: Изд-во СГУ, 2013, с. 204.8.8
8 Година Г. Н.Самостоятельность дошкольников и ее направленность на развитие детских взаимоотношений//Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст, Москва: Изд-во Педагогики, 1972, с. 83-111. 9
9 Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребенок? // Дошкольное образование. 1988. № 11. с. 60-64.
10. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Формирование развивающей среды в дошкольном учреждении//Педагогическая практика в детском саду. - М., 1998. - С. 93-100.
11. Жарова Л. В. Учим самостоятельности / Л. В. Жарова М.: "Просвещение", 1993.12
12Запорожца А. В., Маркова Б. Д. Основы дошкольной педагогики. Москва, 1980.
13. Иванов В. Иванов Д. самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: книга для учащихся старших классов М., 1991.
14. Кон И. С. Психология самостоятельности//педагогика здоровья [здравоохранения педагогики, М., 1992.
15. Kuzavkova К. П. формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Пособие для специального курса. Пермь, 1975, с. 57-16.
16. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн.для воспитателя детского сада / / Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991, с. 112.17
17Мясищев В. Н.Психология отношений, Москва: Издательство Института практической психологии. 1995. С. 356;
18. Петровский В. А. Формирование развивающей среды в дошкольном учреждении. 2009.19
19 Реан А. А. Социальная педагогическая психология, Санкт-Петербург: Питер, 1999, с. 416.20.20
20 Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное образование. 1991. № 7. с. 67.
21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии [Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии].Междунар. пед. акад., 2014. № 5(83).
Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в способности ставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения самостоятельно, брать ответственность за свои действия, и действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность - это психическое состояние личности, которое включает в себя: умение ставить задачу; умение иметь в виду конечную цель действия и организовывать свои действия в соответствии с ее достижением; умение выполнять действия различной степени сложности без посторонней помощи, соотносить результат с первоначальным.Проанализировав научные труды ученых - преподавателей, мы проведем анализ, отражающий различные взгляды на понятие «самостоятельность».