Структурная трансформация мировой экономики под влиянием процессов цифровизации
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость структурной трансформации экономики назрела давно, особенно остро встал вопрос в условиях цифровизации. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что переход на цифровую экономику один из главных приоритетов развития в мире, ведь именно уровень цифровизации будет показывать конкурентоспособность страны в новом технологическом укладе. Необходимо развитие страны в тех отраслях, тех направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые технологии, которые определяют облик всех сфер жизни. Отставание страны по темпам и масштабам цифровизации от других развитых стран может привести к тому, что она окажется в стороне от научно- технического прогресса, роль в мировой экономике будет догоняющей, обеспечение национальной безопасности государства будет под вопросом, она будет лишена перспектив инновационного развития, что существенно снизит конкурентоспособность как отдельных компаний, отдельных отраслей, так и всей экономики страны на мировом рынке.
Объектом исследования является государственный сектор российской экономики, испытывающий необходимость в структурной трансформации под влиянием процессов цифровизации.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность и значение цифровизации 6
1.2 Цели и задачи цифровой экономики 8
ГЛАВА 2. ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКНОМИКИ 12
2.1. Современные тенденции цифровой трансформации государственных органов 12
2.2. Цифровизация таможенных органов РФ. 18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В ГОС. СТРУКТУРАХ 24
3.1. Особенности реализации механизмов цифровизации в таможенных органах РФ. 24
3.2. Перспективы цифровой трансформации в таможенных органах 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. №30. Ст. 4884
2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. №20. Ст. 2901
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законадельства Российской Федерации. 2018. №20. Ст. 2817
4. Постановление правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализацией программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. №36. Ст. 5450.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 г. №1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 22. Ст. 3572
6. Официальный сайт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://digital.ac.gov.ru/
7. Tapscott, D. The digital economy / D. Tapscott. — New York: McGraw-Hill, 2015. — 368 p.
8. Negroponte, N. Being digital / N. Negroponte. — New York: Vintage Books, 1996. — 272 p.
9. Гудов М.М., Ермакова Э.Р. — Структурные преобразования российской экономики в условиях форсированной цифровизации производственных отношений // Теоретическая и прикладная экономика. – 2020. – № 2. – С. 1 [Электронный ресурс ] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32625
10. Попов, Е. В., Компаративный анализ стратегических аспектов развития цифровой экономики / Е. В. Попов, К. А. Семячков // Вестник Пермского университета. – 2018. - №1. Том 13. – С. 19-36.
11. Боркова, А. А. Анализ цифровой экономики Российской Федерации в 2018 – 2020 гг. / А. А. Боркова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70174/ (дата обращения: 16.11.2021).
12. Эф¬фек¬тив¬ность циф¬ро¬во¬го го¬судар¬ствен¬но¬го управ¬ле¬ния: тео¬ре¬ти¬че¬ские и при¬клад¬ные ас¬пек¬ты / Э. Л. Си¬до¬рен¬ко, И. Н. Бар¬циц, З. И. Хи¬са¬мо¬ва // Во¬про¬сы го¬судар¬ствен¬но¬го и му¬ни¬ци¬паль¬но¬го управ¬ле¬ния. – 2019. – № 2. – С. 93–114. – ISSN 1999-5431.
13. Воронцовский, А. В. (2020) Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние [Электронный ресурс] / А. Воронцовский // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2020. — Т. 36, № 2. — C. 189-216. — Режим доступа: https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.202.
14. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 346 с. ISBN: 978-5-9916-5476-0.
15. Таможня и ВЭД: эффективность перехода в цифровой и автоматизированный формат таможенного администрирования. — Текст: электронный // alta: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/81311/ (дата обращения: 05.11.2021).
16. Малышенко Ю. В. Подводные камни цифровизации российской таможни // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 3(96). С. 55-62.
17. Выступление Руслана Давыдова на второй ежегодной встрече ВЭД-клуба «Ведомостей», 28.04.2021. — Текст: электронный // ФТС России: [сайт]. — URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/285285 (дата обращения: 19.11.2021).
18. Официальный сайт Минестерства экономического развития [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/
19. Цифровизация ВЭД. — Текст: электронный // РТА: [сайт]. — URL: http://rta.customs.ru/nrta/attachments/4628_Tsifrovizatsia_VED.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
20. Булавин: К 2030 году вся работа ФТС будет переведена в цифровую среду. — Текст: электронный // Национальная ассоциация нефтегазового сервиса: [сайт]. — URL: https://nangs.org/news/economics/bulavin-k-2030-godu-vsya-rabota-fts-budet-perevedena-v-tsifrovuyu-sredu (дата обращения: 25.11.2021).
Обеспечение надежности, доступности и производительности сетей телекоммуникаций. Цифровизация повышает требования к средствам коммуникаций, особенно сети Интернет, которая уже стала основным средством телекоммуникаций. Новые технологии в таможенном деле, как правило, предполагают взаимодействие в режиме on-line. Однако не секрет, что даже в пригородах крупных городов связь бывает неустойчивой, низкоскоростной. Особую актуальность вопросу надежной и быстрой связи придает то обстоятельство, что в рамках цифровизации экономики и таможни создаются системы учета, где этот вопрос имеет принципиальное значение. Например, системы маркировки и прослеживания движения товаров. Любой производитель, покупатель и продавец (находящиеся в какой угодно точке России) должен в короткое время зарегистрировать свои товары или сделки в этих системах. Создание инфраструктуры для надежного и высокоскоростного Интернета, доступного в любой точке России, является одним из принципиальных моментов для цифровизации как экономики, так и таможни.