Развитие системы внутреннего контроля в организации: корпоративный комплаенс-контроль
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивое развитие компаний каждого отраслевого рынка является ключевым фактором роста экономики каждого государства. Однако, кроме внешних проблем, таких как усиление глобализационных процессов, либерализация капитала, политическая и экономическая нестабильность в государстве, также внутренние факторы значительно увеличивают уровень рисков в процессе функционирования компания, например, нарушение законодательных аспектов, деловой этики, конфликт интересов и т.д. Таким образом, повышается необходимость усиления надзора за соблюдением действующего законодательства, который регулирует деятельность компаний. В мировой практике одним из распространённых способов является внедрение во внутренний контроль комплаенс-системы, основная задача которой представляет собой контроль за соблюдением правил и норм деловой этики.
Теоретические и практические аспекты внедрения и функционирования системы комплаенс-контроля в компаниях отражены в исследования следующих авторов: Алешин М.М.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы применения комплаенс-контроля……………………….. 7
1.1 Понятие, сущность и функции комплаенс-контроля…………………… 7
1.2 Методы комплаенс-контроля...…………………………………………… 14
1.3 Сравнительный анализ применения комплаенс-контроля в Российской Федерации и стран Европейского союза……………………………………… 23
2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия на примере АО «Башкирская электросетевая компания»…………………………….. 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ……………………… 34
2.2 Анализ основных технико-экономических и финансовых показателей деятельности компании …………….………………………………………… 39
2.3 Анализ деятельности отдела по контролю рисков……………………… 48
3 Направления совершенствования внутреннего контроля на предприятии АО «БЭСК»………………………………………………………………………………… 53
3.1 Разработка и внедрение комплаенс-контроля в компанию……………... 53
3.2 Определение экономической эффективности от внедрения разработанных рекомендаций………………………………………………… 61
Заключение…………………………………………………………………………….. 66
Список использованных источников………………………………………………… 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, № 50, ст. 7344.
О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273. [Электронный источник]. URL: http://www.cоnsultant.ru.
Азарская, М.А. Система внутреннего контроля организаций: учебное пособие / М.А.Азарская. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018. – 69 с.
Андреев, В.Д. Комплексный риск-риентированный аудит коммерческих организаций: учеб. пособие / В.Д. Андреев. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 248 с.
Андреев, В.Д. Основы интегрированного риск-ориентированного внутреннего контроля и аудита хозяйствующих субъектов: учеб. пособие / В. Д. Андреев. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 368 с.
Бурцев, В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации / Бурцев, В.В. – Москва: Экзамен, 2019 – 105 c.
Вилисов, В.Я. Инструменты внутреннего контроля: Монография / В.Я. Вилисов, И.Е Суков. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 262 с.
Даудов, С. Д. Оценка системы внутреннего контроля внутренним аудитом как метод повышения эффективности бизнес-процессов организации / С.Д. Даудов, О.Н. Ковалева // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 7. – С. 132-147.
Земсков, В.В. Внутренний контроль и аудит в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта: учебное пособие / В.В. Земсков. – Москва: Прометей, 2019. – 158 с.
Казакова, Н.А. Методология риск-ориентированного контроля и контроллинга эффективности бизнеса: монография / Н.А. Казакова, Е.И. Ефремова; под ред. проф. Н.А. Казаковой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 234 с.
Таким образом, можно сделать вывод, что сходства теоретических основ и правовых баз процессов внутреннего контроля в исследуемых государствах есть., но в России недостаточно рассмотрены формы и методы внутреннего контроля и его процессов, что обуславливает необходимость исследования организации внутреннего контроля и его механизмов в зарубежных государствах.
Для российского законодательства комплаенс представляет собой абсолютно новый субинститут, так как его использование не является обязательным для компаний, кроме банковских и кредитных организаций, а его внедрение усложняется отраслевой направленностью деятельности компании и обуславливается связью с антикоррупционным законодательством.