Меры процессуального принуждения в административном судопроизводстве
ВВЕДЕНИЕ
Органами государственной власти в целом и органами внутренних дел в частности всегда уделялось пристальное внимание вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, а также событий, угрожающих безопасности личности и общества. Вместе с тем, в России, где социально-экономические преобразования происходят на фоне тяжелой криминогенной ситуации и участившихся происшествий чрезвычайного характера, закономерно возникает необходимость разработки принципиально нового отношения государства к правовой регламентации всей совокупности мер принудительного воздействия.
В процессе охраны правопорядка сотрудники органов внутренних дел широко используют меры административного воздействия, которые применяются в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а также обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов граждан.
Среди мер административного воздействия, применяемых органами внутренних дел, особую группу составляют административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, установление личности нарушителя и иных обстоятельств дела, составление протокола о правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по нему постановления, т. е. на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 5
1.1 Система мер административного принуждения 5
1.2 Место мер процессуального обеспечения в системе мер административного принуждения 8
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ 14
2.1 Надзор прокуратуры за деятельностью органов, управомоченных применять меры административного пресечения 14
2.2 Судебный контроль за деятельностью органов, осуществляющих административное пресечение 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Международные акты
1. Всеобщая декларация прав человека (Резолюция № 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1992.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
Нормативно- правовые акты и официальные документы
Конституция Российской Федерации. — М., 2014.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 23. — Ст. 2277;
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 5. — Ст. 375.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020
Монографическая и учебно-методическая литература
1. Административная деятельность органов внутренних дел: (Общая часть): Курс лекций / Под общ. ред. В.П. Сальникова. — СПб., 2014.
2. Административная деятельность органов внутренних дел: (Часть Общая): Учебник. — 3-е изд. — М., 2015.
3. Административное право: (Общая и Особенная части) / Под ред. А.П. Коренева. — М., 2016.
4. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М., 2019.
5. Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 2015. — Т. 1.
6. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. — Свердловск, 2016. — Вып. 4.
7. Алексеев С.С. Теория права. — М., 2017
8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 2019
9. Ангелов А. Административное производство в Чехословакии, Венгрии и Польше. — София, 2018
10. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. — Свердловск, 2017
11 Бахрах Д.Н. Административное право России. — М., 2016.
12. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. — Пермь, 2018.
13. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — М., 2014.
14. Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: Монография. — Омск, 2016.
15. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. — М., 2015.
16. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: В 2 ч. — М., 2019 — Ч. II: Элементы и формы реализации права в механизме административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка.
Судебный контроль обладает определенными, присущими лишь ему преимуществами по сравнению с другими видами контроля. Возбуждение судебных дел – достаточно эффективная мера. Жалоба, поданная в административном порядке, по различным причинам может остаться без рассмотрения, а исковое заявление, в свою очередь, поданное в суд, должно быть рассмотрено в любом случае. Суды не могут откладывать свое решение на определенный срок, так как в процессуальном законодательстве содержится четкая регламентация о том, в течение какого периода должно быть рассмотрено определенное дело. Например, жалоба на действия административных органов и должностных лиц рассматривается судом в десятидневный срок, а срок рассмотрения дел в арбитражном суде и принятие соответствующего решения по ним не должен превышать двух месяцев со дня поступления искового заявления. Им необходимо разрешить дело по существу. Большое значение имеет и факт разъяснения судьями своего решения. Решение, вынесенное в порядке судебного разбирательства, обязательно содержит мотивировочную часть, где дается обоснование вынесенного решения. Данное обстоятельство выявляет четкое различие между решениями, вынесенными судами, и решениями, принимаемыми органами исполнительной власти, ибо последние принимают свое решение без их мотивировки. Порядок рассмотрения дел в судах строится на основе таких принципов, как состязательность сторон, гласность, коллегиальность рассмотрения судебных дел. В силу этого каждая из сторон имеет возможность изложить свою позицию и убедить суд в своей правоте. В свою очередь, административная жалоба рассматривается в отсутствие жалобщика.