Гендерные особенности внимания у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Развитие внимание у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………...6
Характеристика внимания как познавательного процесса………………6
Специфика внимания детей младшего школьного возраста…………….9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………….14
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...14
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Баскакова, И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации [Текст] / И.Л. Баскакова.- М., 2012. - 408 с.
Безруких, М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе. Управление начальной школой [Текст] / М.М. Безруких. - № 8., 2011.- 25 – 28 с.
Бодалева, А.А. Общение и формирование личности школьника [Текст] / под ред. Р.Л. Кричевского. – М., 2007. – 245с.
Венгер, Л., Мухина, В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание [Текст] / - М., 2013. - №12. - 24-30с.
Вече, М. Большой толковый социологический словарь [Текст] / М. Вече. – АСТ.: 1999. - 544 с.
Волков, Б.С., Волкова, Н.В.. Методология и методы психологического исследования [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, – М.: КноРус, 2013. - 344 с.
Воронинат, О. А. Теория и методология гендерных исследований [Текст] / Под общ. ред. Ворониной О. А.. - М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001. – 416 с.
Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. -332 с.
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2017. – 512 с.
Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под редакцией, Рыбалко Е.Ф. - СПб., 2008. - 400 с.
Добрынин, Н.Ф. Колебания внимания: Экспериментально-психологическое исследование [Текст] / Н.Ф. Добрынин. - М.: 2013. - 433с.
Дубровина, И.В., Андреева, А.Д., Данилова Е.Е.. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова. - М.: Просвещение, 2003. - 148 с.
Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.
Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника [Текст] / О.Ю. Ермолаев. – М., 2004.-314 с.
Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.
Произвольное внимание в данном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей.