Оценка налогового потенциала и анализ налоговой политики региона (на примере Челябинской области)
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития налогового потенциала субъектов Российской Федерации имеет ключевое значение в контексте социально-экономической нестабильности страны, в результате которой возможности финансовой поддержки региональных бюджетов со стороны Федерации могут быть весьма ограниченны. Обобщение лучшей практики развития налогового потенциала в совокупности с новыми авторскими подходами и рекомендациями позволит определить основные пути совершенствования налогово-бюджетной политики региональных властей.
В бюджетно-налоговой политике страны проблема сбалансированности региональных бюджетов является одной из основных. Для ее решения недостаточно финансовой поддержки из федерального бюджета, необходимо, чтобы регионы были заинтересованы в ускорении темпов роста экономической базы и местного налогового потенциала, что в результате приведет к увеличению собственных доходов субъектов РФ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
1.1 Теоретические основы сущности и факторов, влияющих на налоговый потенциал региона6
1.2 Налоговый потенциал в системе налогового планирования и стимулирования роста региона, роль в определении межбюджетных трансфертов18
1.3 Методика анализа налоговых доходов и налогового потенциала региона22
Выводы по разделу 130
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ И НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов Челябинской области за 2018-2020 гг.33
2.2 Анализ налогового потенциала региона45
Выводы по разделу 2
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
3.1 Изменения в структуре налоговой нагрузки в разрезе отраслей региона по основным отраслям экономики
3.2 Стимулирование повышения налогового потенциала, как источник повышения устойчивости доходов региона
Выводы по разделу 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уточненная классификация факторов, влияющих на налоговый потенциал
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 06.06.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (ред. от 01.06.2016) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.consultant.ru
Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации: [пост. Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 574] [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204.
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2016 г. N 445 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. №1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации».
Байгузина Л. З. Теоретические основы категории налоговый потенциал региона // Наука и образование. Новое время. – 2017. – №2 (19). – C. 40–44.
Бухарский В.В., Ветрова Е.Ю., Лавров А.М. Корреляционный анализ долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации в 2005–2016 гг. // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2017. – №6. – C. 9–25.
Бухарский В.В., Лавров А.М. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2017. – №1. – С. 9–21.
Рассмотрим подробнее каждую группу внутренних факторов.
Региональные законодательные факторы. Данные факторы отражают влияние законодательной власти субъекта Российской Федерации на налоговый потенциал региона с помощью следующих действий:
– введение налогов, как способ стабильного и прогнозируемого поступления средств;
– изменение ставок налогов (увеличение налоговых ставок дает быстрый эффект, однако, увеличение налогового бремени является существенным недостатком);
– введение налоговых льгот (предоставление льгот, т.е. снижение налоговых ставок в целях стимулирования и поддержи производств, отражается на налоговом потенциале);
– финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.
Социально-демографический фактор.