Соцология
Цель курса: сформировать у студентов комплекс знаний о социальной сущности и значимости свободного времени и досуга; показать специфику социологического изучения этой сферы человеческой жизнедеятельности; определить особенности организации культурно-досуговой деятельности у представителей различных социально-демографических групп в целях формирования умений и навыков социологического анализа и регулирования этой сферы в профессиональной деятельности будущего социолога. Задачи курса: § определить специфику и проблемное поле социологии свободного времени и досуга; § выделить сущностные черты свободного времени и досуга; § показать роль и место структуры и содержания свободного времени и досуга в социальном развитии личности, обозначить их социальные функции; § выделить факторы, влияющие на структуру и содержание свободного времени и досуга; § на основе данных социологических исследований ознакомить студентов с ценностными ориентациями представителей различных социальнодемографических групп в культурно-досуговой деятельности; § определить основные проблемы в сфере свободного времени и досуга и выявить причины их возникновения; § проанализировать особенности функционирования культурно-досуговой сферы в трансформирующемся обществе;
Список литературы не найден
Большинство исследователей под досугом, или свободным временем (в западной социологии практически эти понятия слились), понимают время, свободное от оплаченного труда и непреложных обязанностей (ухода за собой и окружающими). Современный досуг, несмотря на его различие в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизма. Научно-технический прогресс (НТП) вызвал рост производительности труда и подъем жизненного уровня населения, что позволило сократить время необходимого труда и значительно увеличить объем свободного времени. Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что помимо др. причин, вызвало новое явление — сильную досуговую миграцию (отпускную и конца недели). Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция досуга, как отдых после труда и подготовка к труду, как утверждают западные социологи, перестала быть главной, важнее — потребление товаров и услуг, обеспечивающее воспроизводственный цикл. Социальные функции досуга связываются с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различным. социальным группам типы и образцы досугового поведения. Отмечается возросшая ценность досуга как сферы потребления культуры и культуротворчества.