Статус судьи в Российской Федерации. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Согласно ч.1 ст.118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».
Правосудие – это основная функция судебной власти. Формой ее реализации служат конкретные типы судопроизводства.
В сфере правосудия осуществляется защита прав и свобод граждан.
В системе трех ветвей государственной власти судебная власть занимает особое место, так как в условиях разделения властей она играет особую роль в жизни государства и всего общества, служит укреплению законности и демократии. Судебная власть – это судебная система Российской Федерации. Особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система – это совокупность всех судов государства, связанных между собой юридически установленными отношениями. Эта система охватывает только соответствующие государственные органы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
1.1 Понятие правого статуса судьи и подходы к его определению 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование правового статуса судей 12
2 СТАТУС СУДЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 23
2.1 Требования к кандидатам на должность судьи 23
2.2 Проблемы наделения и прекращения полномочий судей 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в редакции от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 13 мая 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
3. Европейская уставная хартия судей и пояснительный меморандум: приняты в Страсбурге 8–10 июля 1998 г.). Текст официально не публиковался // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
5. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в редакции от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 18. - Ст. 1589.
6. Федеральный конституционный закон от 21 декабря 1996 г. № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в редакции от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. один.
7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции от 28 декабря 2016 г. № 12-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
8. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в редакции от 30.10.2018 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3170.
9. Федеральный конституционный закон от 02.07.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (в редакции от 30.10.2018 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7.
В связи с этим некоторые исследователи считают, что некоторые имеющиеся в литературе положения, касающиеся статуса судьи, не являются бесспорными. Таким образом, требования, предъявляемые к лицам, являющимся кандидатами на должность судьи, но еще не являющимися судьями, не являются частью элементов статуса судьи.
Такой вывод основан на том, что «кандидат на должность судьи» и «судья» не являются тождественными понятиями.
В этом отношении кандидаты на должность судьи не несут таких же юридических обязанностей, как лица, занимающие должность судьи. Поэтому, закрепляя в Законе Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» нормы, устанавливающие требования к судьям и кандидатам на должность судьи, законодатель проводит их строгое разграничение. Только после проведения процедуры назначения на должность судьи статус кандидата на должность судьи будет изменен на статус «судья».
По мнению исследователей, также считается ошибочным включение в структуру правового статуса судей правил, касающихся формирования судейского корпуса.