Психологическая характеристика личности учителя
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По прежнему остаются актуальными слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ……………………………... 5
1.1 Психологические особенности педагогической деятельности, требования к личности педагога ……………………………………………………….. 5
1.2 Общие и специальные педагогические способности ………………….… 12
1.3 Влияние педагогической профессии на личность педагога ……………. 19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ................................................. 25
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования, анализ и интерпретация результатов эксперимента ……………………………………… 25
2.2 Рекомендации педагогам по сохранению ресурсного состояния, профилактики и предотвращения негативных эмоциональных состояний ……….. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………… 40
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………… 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ушинский К. Д. Избранные труды: Антология гуманной педагогики / Сост. и авт. пред. П.А. Лебедев. М.: Амонаш-вили. 1998. 222 с.1.
2. Гуревич, П. С. Психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 429 с. – (Высшее образование).
3. Габдрахманова Р.Г. Введение в педагогическую деятельность: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова, Каз.федер.ун-т.- Казань, 2013. – 86 с.
4. Околелов, О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. - РнД: Феникс, 2016. - 222
5. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.
6. Олесова А.П., Каженкина У.В. Профессионально значимые качества учителя. СПб: 2017.
7. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / Под редакцией С.А.Смирнова. М.: Академия. – 2001.
8. Заславская О.В, Жарких Н.Г. Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы. Орел. 2017.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология М.: 1999. - 384 с.
10. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
12. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
13. Аминов Н.А. Типологические особенности специальных педагогических способностей. М: 2020.
14. Власенко С.В. Самооценка как фактор человеческой личности. Научный журнал. СПб: 2020.
15. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
16. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. - 192 с. - (Психол. наука – школе).
17. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.
Профессиональному росту воспитателя способствует и стиль руководства школой. Руководители школы должны создавать необходимые условия для самосовершенствования воспитателя: вселять уверенность в своих силах, тактично помогать и направлять молодого педагога, создавать условия для нормальной работы, не загружать педагога ненужной работой.
Большую роль в профессиональном росте играет фактор времени. Для саморазвития воспитателю необходимо читать много разнообразной литературы и периодики, посещать музеи и выставки, иметь время от увлечений, творчества. Резервы времени можно найти, если овладеть приёмами рациональной организации труда, правильно планировать свою деятельность.