Особенности проявления творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Скачать курсовую работу, цель исследования: выявить особенности проявления творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.07.2023
Объем файла
133 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Глобальные перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, так как именно они способствуют формированию творческого потенциала личности и в будущем позволят ей отличаться свой неповторимостью и оригинальностью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования на организацию образовательного процесса, обеспечивающего развитие творческих способностей, инициативности и креативности личности, делается особый акцент. 
В связи с этим вопросы развития и проявления творческих способностей младших школьников признаны научной проблемой, не теряющей своей актуальности и требующей постоянного внимания ученых. 
Большой вклад в разработку проблем творческих способностей личности внесли отечественные психологи: Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, Е. П. Ильин, В. А. Крутецкий, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, А. В. Хуторской и др. В сферу онтогенеза творческих способностей данные ученые включают исследование возрастных и индивидуальных особенностей развития личности и обоснование закономерностей и предпосылок этого развития.

Содержание
Введение…..………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты проблемы проявления творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности………………………………6
1.1 Особенности проявления творческих способностей младших школьников…61.2. Внеурочная деятельность как средство проявления творческих способностей младших школьников.………….………………………………..............................13
2 Эмпирическое исследование творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………….19
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………………………………19
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности……………..31
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников..…….………………………………………39

Список использованных источников

1. Абрамова, М. В. Развитие креативности младших школьников в процессе внеурочной деятельности / М. В. Абрамова. – Текст: электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3–2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-vneurochnoy-deyatelnosti. – Дата публикации: 02.03.2015.

2. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности : учебное  пособие / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – Санкт-Петербург : Спринт, 2009. – 268 с. – ISBN 5-8064-0619-9. – Текст: непосредственный.

3. Белоцерковец, Н. И. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / Н. И. Белоцерковец, Л. С. Кириллова. – Текст : электронный  // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – 2016. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta. – Дата публикации : 20.09.2016.

4. Богданова, О. А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности / О. А.  Богданова. – Текст : непосредственный // Методист. – 2016. – №1 – С. 49 – 51.

5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 434 с.  – ISBN 5-7695-0888-4. – Текст : непосредственный.

6. Бондаренко, Т. А. Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства / Т. А. Бондаренко, Е. Н. Бондаренко, Г. Я. Потапова, А. Г. Сорока. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2014. – № 5 (64). – С. 485–488. – URL: https://moluch.ru/archive/64/10290/. – Дата публикации: 15.04.2014.    

7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2014. – 93 с. – ISBN 5-09-003428-1. – Текст : непосредственный.

8. Генералова, И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация/ И. А. Генералова. – Текст : непосредственный  // Начальная школа плюс: до и после. – 2018. – №5. – С. 84–87.

9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва : Просвещение, 2010. – 223 с. – ISBN 978-5-09-020549-8. – Текст : непосредственный.

10. Груздова, И. В. Творческое развитие младших школьников : учебно-методическое пособие / И. В. Груздова ; Тольяттинский государственный университет. – Тольятти : РИНЦ ТГУ, 2019. – 129 с. – URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8845/1/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%201-04-18-ei-Z.pdf (дата обращения : 22.08.2021). – Текст : электронный.

11. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. –Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 358 с. – ISBN 5-91180-111-6. – Текст : непосредственный.   

12. Завражнов, В. В. Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста / В. В. Завражнов, М. В. Чагина. — Текст : электронный // Молодой ученый. – 2017. – № 20 (154). – С. 396-399. – URL: https://moluch.ru/archive/154/43339/. – Дата публикации : 18.05.2017.

13. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 448 с. – ISBN 978-5-49807-239-5. – Текст : непосредственный.

14. Карпова, Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. Г. Карпова. – Текст : непосредственный // Омский научный вестник. – 2015. – № 2. – С. 137 – 139. 

15.   Кондратьева, Н. В. Сущность понятия «творческие способности» / Н. В. Кондратьева. – Текст : электронный // Концепт. – 2015. – № 9. – URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm.  – Дата публикации : 15.10.2015.

16. Крутецкий, В. А. Психология : учебник для учащихся педагогических училищ / В. А. Крутецкий. – Москва : Просвещение, 2012. – 346 с. – Текст : непосредственный.

17. Лейтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина. – Москва : Академия, 1996. – 407. – ISBN 5-7695-0063-8 . – Текст: непосредственный

18. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – Москва : Академия, 2008. – 336 с. – Текст : непосредственный.

19. Мкртычян, Т. М. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / Т. М. Мкртычян. – Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – №36. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 30.09.2021).

20. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – Москва: Наука.– URL: http://univer.nuczu.edu.ua/tmp_metod/650/psihologiy_tvorchestva.pdf (дата обращения : 16.08.2021). – Текст : электронный.

21. Развитие творческой активности школьников: учебное пособие / под редакцией А. М. Матюшкина. – Москва : Просвещение, 2013. –  155 с. – ISBN 5-7155-0420-1. – Текст : непосредственный.

22. Савина, А. А. Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / А. А. Савина. – Текст : электронный // Вестник КазГУКИ. – 2018. – № 1. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-i-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.09.2021). – Текст : электронный.

23. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / под редакцией А. Б. Никитиной. – Москва: Владос, 2015. – 288 с. – Текст : непосредственный.

24. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. – Москва : Просвещение, 2009. – 320 с.  – ISBN 5-88711-178-X. – Текст : непосредственный.

25. Туник,  Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 320 с. – ISBN 978-5-496-00557-9. – Текст : непосредственный.

26. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. – Москва : Смысл, 2013. – 413 с. – ISBN 5-469-00020-6. – Текст : непосредственный.

27. Фархшатова, И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / И. А. Фархшатова. – Текст : электронный // Концепт. – 2017. – Т. 13. – С. 94–103. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770292.htm. – Дата публикации : 13.11. 2017.

28. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Текст : электронный. – URL: – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения : 22.08.2021).

29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Текст : электронный.  – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 15.09.2021).

30. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников / А. В. Хуторской. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 320 с. – ISBN 5-691-00577-4. – Текст : непосредственный.

31. Чинкина, Н. Ш. Театрализовано-игровая деятельность младших школьников / Н .Ш. Чинкина, М. Р.  Багманов. – Текст : непосредственнный // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №7. – С. 72–75.

32. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г.  Чурилова. – Москва: Владос, 2016. – 160 с. – ISBN 5-691-00574-Х. – Текст : непосредственный.

 Средний уровень развития творческих способностей. Школьники достаточно осознанно воспринимали задания, работали в основном самостоятельно, но предлагали недостаточно оригинальные пути решения. Такие дети пытливы и любознательны, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляли. Если им задание показалось интересным, то выполняли его с удовольствием. В противном случае старались отклониться.
Высокий уровень развития творческих способностей. Обучающиеся проявляли самостоятельность и инициативность при выполнении заданий. Они практически не пользовались подсказкой психолога. В процессе работы показали сообразительность, творческое воображение, высокую скорость мышления. Эти дети пытались создать что-то новое, непохожее на другое, известное. Их рисунки отличались креативностью и оригинальностью.