Анализ индивидуальной и групповой конфликтности в коллективах умственно отсталых подростков
Введение
Актуальность исследования. Личностное развитие ребенка зависит от того, насколько его принимают в коллективе, есть ли у него друзья, конфликтует ли с одноклассниками, учителями или родителями. Ведь каждый человек через взаимоотношения внутри коллектива может понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, и это приводит к возможности реализовать себя в жизни и занять свое место в обществе. Л.С. Выготский полагал, что «развитие человека происходит лишь в совместной деятельности и общении» [1].
Чем старше становится школьник, тем больше его потребность в общении и это естественно связано с жизнью и деятельностью в коллективе. Школьнику с умственной отсталостью очень важно научиться общению и взаимодействию в коллективе. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей – все это помогает адаптироваться в окружающем мире, научиться жить в нем. В настоящее время проблема взаимоотношений среди умственно отсталых школьников является актуальной, так как данная категория детей малообщительна с окружающими людьми. Дефицит в общении со сверстниками негативно сказывается на личности подростка, его самооценке. Это связано с нарушениями вербального развития [2].
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...…….
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения конфликтности в коллективах умственно отсталых подростков
1.1. Феноменология конфликта в психологии подростков в онтогенезе и дизонтогенезе………………………………………………………………...…...
1.2. Особенности межличностного взаимодействия подростков с умственной отсталостью ……………………………………………………………………….
1.3. Технологии и инструменты оценки индивидуальной и групповой конфликтности обучающихся в онто- и дезонтогенезе……………………….
Глава 2. Анализ особенностей индивидуальной и групповой конфликтности умственно отсталых подростков
2.1. Организация и содержание экспериментального исследования……......
2.2. Экспериментальные исследования конфликтности подростков с умственной отсталостью……………………………………....……………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………....
Литература:
1. . Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. М.: Речь, 2007. 391 с.
2. Колосова Т.А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №2 (138). С. 87.
3. Гринина Е.С. Особенности возникновения конфликтов в межличностных отношениях школьников с интеллектуальным недоразвитием // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 51. С. 187-190.
4. Морозова Н.Н. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям / Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. 17 с.
5. Махова В.М. Изучение личностных свойств и возможностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология. 2000 №6. С. 9-15.
6. Волкова Н.В. Психологические особенности агрессивного поведения детей с недоразвитием интеллекта и условия его коррекции / Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2ООО. С. 40-42.
7. 12. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 416 с.
8. 13. Карамаева Л. А. Психолого-педагогические аспекты развития межличностных отношений одаренных младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2005. 163 с.
9. Березин С.В. , Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов //«Вестник СамГУ», 1996, № 1. – 0.5 п.л.
10. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб .: Питер, 2008. – 490 с.
11. Климов Е.А. Об амбифлекторной природе психического.//Вестник моск. ун-та N1, 1992. с. 51-57
12. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001. - 176 с.
13. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Изд-во Педагогика, 1980. – Т. 1: Избранные психологические труды. – 486 с.
Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток "использует" механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов. К. Левин в трактовке феноменов подросткового возраста исходил из своей теории поля. Это обусловило выделение им в качестве основной характеристики этого возрастного периода своеобразный "когнитивный дисбаланс", вызываемый изменением групповой принадлежности в связи с переходом из сообщества детей в сообщество взрослых. Сообщество взрослых, по мнению К. Левина, выступает для подростка как незнакомая область жизненного пространства, область, когнитивно - неструктурированная, в которой подросток не может различать четкие, дифференцируемые области.