Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

Скачать курсовую работу, цель исследования: исследовать мотивации учения и достижения старших школьников
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.07.2023
Объем файла
118 Кб
Количество страниц
39
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.
Проблема формирования мотивации учебной деятельности и  достижений лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Мотивация учебной деятельности  и достижений старших подростков как психолого-педагогическая проблема 6

1.1. Проблема мотивация учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе 7

1.2. Особенности формирования мотивации учебной деятельности  у старших подростков 18

1.3. Теоретическое обоснование формирования мотивации учебной деятельности у старших подростков 22

Выводы по главе 1 26

Глава 2. Экспериментальное изучение  мотивации старших подростков 27

2.1. Этапы исследования. Характеристика выборки 27

2.2. Результаты констатирующего эксперимента.  Статистическая обработка результатов 30

Выводы по главе 2 37

Заключение 38

Рекомендации 40

Библиографический список: 43

Библиографический список:
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев - М., 1976.
2. Асеев, В.Г. О формах мотивационно-ценностного отношения к действительности / В.Г. Асеев // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. - Тбилиси, 1971.
3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович - М., 1995.
4. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР.1951, вып.36, С. 3-28. 
5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежной. - М., 1972, с.7-44. 
6. Васильев, И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием / И.А. Всильев, М.Ш. Магомед-Эшонов - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.
7. Вилюнас, В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 1. - С.3.
8. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас - М., 1986.
9. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард -   СПб, 2000.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2006. - 508 с. 
11. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
12. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов - Воронеж, 1999.
13. Леонтьев, А.Н.Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев -  М., 1975. 
14. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 40 с. 
15. Люшер, М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы / М. Люшер - Воронеж, 1993. 
16. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. / М.Ш. Магомед-Эминов - М., 1987.
17. Маркова, А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского / А.К. Маркова // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.
18. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
19. Маслоу, А. Мотивация и личность /  А. Маслоу - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.
20. Мерлин, В.С.Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин -  Пермь, 1971. - 120 с. 
21. Немов, Р.С. Психология, т.1. / Р.С. Немов - М., 1999
22. Орлов, А.Б. развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1981. - № 5.
23. Реан, А.А. и др. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов / А.А. Реан, Т.В. Андреева, Н.П. Киреева, Н.Л. Москвичева // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб, 1999.
24. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Наука, 1997. – 463 с. 
25. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн - М., 1976. 
26. Сайт «Форум открытых уроков».
27. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего / К. Фопель - М., 2000.
28. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского - М., 1986. -  408 с.
29. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - Т.2. / Х. Хекхаузен - М.: Педагогика, 1986.
30. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2001. - 240 с.
31. Холл, К.С., Линдсей Г. Теории личности  / К.С. Холл, Г. Линдсей - М., 2000. 
32. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 1969. 
33. Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества / М.Г. Ярошевский // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971, С. 204-224.

 

В результате проведенных исследований выяснилось, что высокий уровень мотивации одобрения обнаружен у 14%  обследуемых старших школьников, что говорит об их стремлении выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, и о предпочтении соответствовать социально желательным формам поведения. Низкий уровень мотивации одобрения, выявленный у 25% испытуемых, говорит об отсутствии стремления выглядеть как можно лучше в глазах окружающих. Средний же уровень мотивации одобрения, обнаруженный у 61% испытуемых, что составляет большую часть группы, свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих. Сопоставив данные о степени успешности обследуемых в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школьники, вошедшие в первую группу имеют достаточно низкую степень успеваемости по основным предметам. Соответственно школьники с высоким уровнем мотивации одобрения оказались в большинстве своем "отличниками", реже "хорошистами".