Принцип диспозитивности в системе принципов российского гражданского права
ВВЕДЕНИЕ
Правовая категория «принципы права» является одной из ключевых категорий всей теории права. В литературе существует большое количество различных определений и мнений, которые раскрывают все стороны этого явления.
На наш взгляд, одним из наиболее важных моментов является выделение принципа диспозитивности в системе принципов российского гражданского права. Это связано с тем, что в гражданско-правовой теории данный принцип долгое время не был детально изучен.
Понятие «диспозитивность» является одним из самых распространенных понятий в науке гражданского права. Но, не смотря на данное обстоятельство, в тоже время является наименее изученной цивилистической категорией.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в юридической литературе присутствует недостаточная исследованность понятия «принцип диспозитивности».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Понятие принципов права и их роль в правовом регулировании
1.1 Определение принципов права и их классификация
1.2 Роль принципов в правовом регулировании
Глава 2 Принцип диспозитивности и его место в системе принципов российского гражданского права
2.1 Понятие принципа диспозитивности в гражданском праве
2.2 Роль принципа диспозитивности в системе принципов гражданского права
Глава 3 Содержание принципа диспозитивности в российском гражданском праве
3.1 Элементы содержания (юридические императивы) принципа диспозитивности в гражданском праве
3.2 Регулятивные и охранительные императивы принципа диспозитивности
Заключение
Библиографический список
СПИСОК
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 № 11-ФКЗ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ Закон РФ о поправке к Конституции РФ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398; 2020. – № 27. – Ст. 4196;
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301; 2021. – № 11. – Ст. 1698;
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410; 2021. – № 11. – Ст. 1698;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 18.11.2002. – N 46. – Ст. 4532; 2021. – №58.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об исполнительном производстве". "Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, N 41, ст. 4849;
Указ Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 (ред. от 29.07.2014) "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". Российская газета, 2008, № 4712;
"Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // СПС "КонсультантПлюс".
Материалы правоприменительной практики
Решение № 2-2809/2017 2-2809/2017~М-3052/2017 М-3052/201 от 27 октября 2017 г. по делу № 2-2809/2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/UT2MAvJ78lxp/ (дата обращения – 25.09.2021)
Решение № 2-475/2019 2-475/2019~М-217/2019 М-217/2019 от 13 декабря 2019 г. по делу № 2-475/2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/I9a6ZRfLsprK/ (дата обращения: 23.09.2021).
Логично предположить, что принципы, относящиеся к естественной группе, должны проходить сквозь все нормативные акты, как принципы, на основе которых осуществляется правовое регулирование. Однако, на практике выясняется, что существуют законы, установленные без учета тех фундаментальных положений, присутствие которых в праве необходимо.
Вне всяких сомнений, реализация механизма правового регулирования невозможна без возникновения потребности граждан в возникновении такого регулирования. Тем не менее, немногие ученые говорят о том, что за созданием и введением нормативно-правового акта должна стоять глобальная мыслительная деятельность и анализ уже существующих правовых норм и фундаментальных положений, благодаря которым законодатель сможет формировать те или иные отрасли законодательной деятельности.