Формирование коммуникативной компетентности у подростков
Введение
Современный мир невозможно представить без общения. Именно оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Общение это главное условие для развития личности. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека, его психических процессов, свойств человека, а также функций. Говоря о общении, как о главном условии развития личности, нельзя не заметить, что грамотность в общении необходима всем. Именно грамотность определяет степень компетентности человека. Общение человека, всегда возникает при пересечении его деятельности с деятельностью другого. В таком случае можно сказать, что компетентность способствует профессиональной эффективности человека. Общение это важный фактор психологической профилактики. если человек не умеет общаться, то неизбежно это приведет к одиночеству, что может спровоцировать невротические состояния и даже привести к суициду.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативной компетентности подростков 7
1.1. Феномен коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 19
Глава 2. Групповые формы работы.Эмпирическое исследование развития коммуникативной компетентности подростков 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Возможности групповых форм работы в развитии коммуникативной компетентности подростков 49
Заключение 54
Список литературы 55
Приложение 57
Список литературы
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М.Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2014.
Березин С.В. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С.В. Березин К.С. Лисецкий. - Самара, 2013
Близнецова О.И. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста/О.И.Близнецова, И.П.Шапенкова //Вестник Нижневартовского Государственного гуманитарного Университета. – 2015.- №2.
Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. дис канд. психол. наук / Н.Л. Быкова. – Самара, 2012
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2014.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга – М.: Педагогика, 2014.
Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – М.: Академический проект, 2013.
Гальперин П. Я. Лекции по психологии : учеб. издание / П.Я. Гальперин.- М.: АСТ: КДУ, 2015.
Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 2014
Гершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. – 2015.– №3. – с. 25–27
Григоренко Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. - М.: Педагогическое общество России, 2015
Гутник Е. П., Шереметьева Е. В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый.
— 2016. — №27. — С. 774-778.
Долджин К., Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Р.Филипп, Д.Ким. – СПб.: Питер, 2012.
Емельянов, Ю.Н. Эффект трансситуационного научения / Ю.Н. Емельянов // Вестник ЛГУ – Сер. 6 – 2013 – Вып. 3 – С. 56 – 63
Жарких Н.Г "Особенности коммуникативной компетентности студентов с разными типами реакций в ситуациях фрустрации" Автореферат диссертации... канд. психол. наук. М., 2013
Само понятие тренинг предполагает развитие и формирование отдельных свойств личности, ее навыков и качеств. Если применить понятие тренинг относительно группы людей (команды), то определение понятия тренинг будет таковым - развитие и формирование качеств и навыков необходимых для эффективного функционирования и осуществления какой либо деятельности. В современном мире существует множество видов тренингов: самые популярные и широко используемые тренинги развития профессиональных навыков в продаже, в ораторском искусстве, тренинги по формированию успешной команды, телесно-ориентированные тренинги, тренинги личностного роста и т.д. В самостоятельную категорию необходимо выделить так называемые социально-психологические тренинги, которые являются в настоящее время наиболее эффективными методами обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего- психолога.
В группе, с помощью выстроенной системы психологических упражнений и игр, у участников появляются возможности увидеть себя со стороны, свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерять много новых ролей, приобретать необходимые навыки и умения в общения, которые не удалось получить ранее в детстве, в семье, освоить новые формы поведения, принять и, в конце концов, решить свои проблемы, быть счастливым. Все это важно, так как именно в общении мы можем почувствовать себя оцененными, признанными, быть любимыми , то есть удовлетворить основные социальные потребности личности.