Налогообложение как регулятор социально-экономического развития
Введение
Государство существует, только в случае, когда имеет определенную материальную и финансовую основу, то есть имеет деньги для защиты своего устройства и покрытия расходов, понесенных в процессе выполнения своих функций. Деньги можно получить за счет выполнения произведенных товаров (работ, услуг), осуществляя деятельность в сфере материального производства. Однако государственная деятельность по своей природе относится к управленческому характеру, при котором не создается новая ценность в виде товара, выражающего ценность денег. Поэтому государство вынуждено искать деньги для осуществления своей деятельности
Государство может получить свои деньги следующими способами. Во-первых, это государственные займы (внутренние или внешние). Во-вторых, государство использует передачу имущества в пользование в качестве источника дохода. Например, арендуя земельные участки, находящиеся в его собственности, он взимает за это плату. В-третьих, государство взимает плату за свои определенные услуги, выступая в качестве продавца.
Но основным методом, посредством которого современное государство добывает себе необходимые денежные средства, выступают налоги
Налог - это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.
Налогообложение - это деятельность государства по установлению, введению и взиманию налогов.
Актуальность выбранной темы является то, что в условиях развития рыночной экономики налоги являются одним из важнейших инструментов экономической и социальной политики государства. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью теоретического анализа налогообложения как социальной системы, подверженной постоянным видоизменениям и реформированиям, а с другой - взаимосвязью налоговой системы с уровнем жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Приоритеты и содержание социально ориентированной налоговой политики государства………………………………………………………….....8
1.1 Возникновение и развитие налогов в системе налогообложения…………………………………………………………..8
1.2 Социально ориентированная налоговая политика государства: содержание и инструменты реализации…………………………………15
1.3. Налоговый инструментарий социальной направленности в Российской Федерации…………………………………………………...34
1.4 Налоговая политика как фактор экономического роста………………………………………………………………………..39
2. Введение новых налогов как источник оптимального распределения налоговой нагрузки……………………………………………………………...56
2.1 Налог на роскошь: зарубежный опыт и возможности применения в России……………………………………………………………………...56
2.2. Цифровой налог: зарубежный опыт и возможности применения в России……………………………………………………………………...62
Заключение……………………………………………………………………….67
Список использованной литературы…………………………………………...70
Приложение А …………………………………………………………………...76
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) ?О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года? (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
2. Законопроект ?О? внесении изменений в? Гражданский кодекс Российской Федерации в? части совершенствования оборота интеллектуальных прав в? информационно-телекоммуникационных сетях?
Книги
3. Аронов, А.В. Концептуальные основы налоговой политики социального государства : монография / А.В. Аронов. – Москва : Издательско-торговая корпорация ?Дашков и Ко ?, 2008. – 91 с.
4. Аронов, А.В. Социальные обязательства государства и механизм их ресурсного обеспечения налоговой системой : монография / А.В. Аронов. – Москва : Издательство Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2003. – 126 с
5. Булочник, Ю.В. Инструменты бюджетно-налоговой политики и эффективность их применения в современной экономике России [Электронный ресурс] / Ю.В. Булочник.
6. Вылкова, Е. Налоговое планирование : учебник для студентов вузов / Е. Вылкова, М. Романовский. – Москва : Питер, 2004. – 633 с.
7. Грачева, О.Е. Трансформация процессов социальной защиты уязвимых категорий населения в условиях крупного мегаполиса : монография / О.Е. Грачева. – Москва : ИДПО ДТСЗН, 2017. – 310 с.
8. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для вузов / В. Г. Пансков. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —472c.
9. Савченко П.В. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – М.: Инфра-М, 2016. – 839 с.
10. Лазурина, О.М. Налоги и налогообложение : учебное пособие /О.М. Лазурина. – Ярославль : МФЮА, 2014. – 220 с
Второе и третье место отводится НДФЛ и налогу на прибыль. Прежде всего, это говорит об увеличении числа организаций, что непосредственно увеличивает базу налога на прибыль в консолидированный бюджет России и в связи с этим растет численность рабочей силы, а значит и величина поступлений НДФЛ. Доля НДФЛ в бюджете государства напрямую зависит от степени развития экономики. В развитых государствах этот налог нередко составляет главную часть всех доходов государства. Существует ряд факторов, которые обеспечивают высокую роль НДФЛ налоговой системе РФ и зарубежных стран. Притом одним из важнейших факторов выступает то, что объектом обложения этим налогом служат непосредственно доходы, которые действительно получаемы всем трудоспособным населением страны [19]. Кроме этого, он является достаточно стабильным и устойчивым, выступает важным источником доходов консолидированных региональных бюджетов. Благодаря перечисленным признакам НДФЛ зачисляется в бюджеты регионов и муниципальных образований, из которых впоследствии формируются расходы, которые связаны с жизнеобеспечением населения. По опыту зарубежных государств наблюдается зависимость проводимых налоговых новаций в системе налогообложения и повышение мировых показателей государства, например, такие как ВВП на душу населения, уменьшение уровня безработицы и контроль уровня инфляции. Темпы роста ВВП на 2019 год в еврозоне ожидаются в пределах 0,7 % – 1,3 %. Уровень безработицы также ожидается в границах 8,3 % – 8,8 %. Постепенное улучшение будет наблюдаться за счет оптимизации миграционных условий и улучшения финансовой составляющей в организациях, которые начнут более активно создавать рабочие места.