Изучение стилистики в школьном курсе русского языка учащимся среднего звена
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей обучения русскому языку является развитие связной речи и речевой культуры учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: хорошо развитая речь обеспечивает успешную деятельность школьника и активное его участие в разных сферах человеческого общения, что немаловажно для успешного формирования социально активной личности.
Поколение 21 века обречено жить в мире, наполненном информацией, мире, который постоянно подвергается динамичным изменениям. Поэтому, помимо необходимых знаний, современным детям необходимо обладать достаточным уровнем зрелых жизненных компетенций, чтобы не только адаптироваться к этому миру, но и в полной мере реализовать в нем свой потенциал. Этот процесс требует не только глубоких профессиональных и общих знаний, но и широкого кругозора, высокоразвитого интеллекта и коммуникативных навыков [1].
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы преподавания стилистики в школьном курсе русского языка учащихся среднего звена 7
1.1 Лингвистическая характеристика функциональных стилей речи при обучении русскому языку в средней школе 7
1.2 Содержание понятия «стилистические умения», виды стилистических умений 15
1.3 Реализация стилистической грамотности учащихся среднего звена в процессе обучения русскому языку 21
2 Изучение стилистики учащимся среднего звена в школьном курсе русского языка 32
2.1 Констатирующий этап 32
2.2 Формирующий этап 39
2.3 Оценка и интерпретация результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введенская Л. А. Теория и практика русской речи. Трудные темы / Л. А. Введенская, П. П. Червинский. – 2–е изд. – СПб.: Питер, 2005. –368 с.
Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. – 1955, № 1 – С. 60-87.
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи : учебное пособие / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2002.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково–словообразовательный. Т. 1,2 / Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000.
Жеребило Т.В. Функционально–стилистический инвариант в учебной лексикографии. – Назрань: Изд–во «Пилигрим», 2005. – 364 с.
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов (5280 словарных единиц).– Назрань: Пилигрим,2010-486с.
Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 464 с.
Соловьева Н.Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика / Н.Н. Соловьева. –М.: Мир и образование, 2011. –464 с. –(Говорим и пишем грамотно). –URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=98416 (дата обращения: 04.01.2022).
Воронцова Т.А. Элементарная стилистика: учеб.–метод. пособие.– Ижевск: Изд–во «Удмуртский университет», 2008. – 130 с.
Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002-248 с.
Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Синхронно–сопоставительный очерк/Т.В. Матвеева.Свердловск: Урал. ун–та, 1990. – 172 с.
Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 192 с.
Ядро научного стиля – это терминология. Термин воплощает в себе основные особенности научного стиля и точно соответствует задачам научного общения. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление и раскрывающего его содержание. В основе термина лежит научно построенная дефиниция. Именно это придает термину строгость, четкость значения. Термин обозначает научное понятие и входит в систему понятий той или иной науки. Системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Например, в медицинской терминологии с помощью суффикса –ит обозначаются воспалительные процессы в органах человека: аппендицит – воспаление аппендикса, бронхит – воспаление бронхов.
Научный стиль оказывает сильное и разностороннее влияние на современный русский литературный язык. Современный литературный язык обогащен главным образом научным стилем. Например: ускорение, алгоритм, антибиотики, канцерогенные, компьютерные, лазерные, микрофильмирование и т.д. Более 50% слов, поступающих в язык, являются терминологической лексикой. Под влиянием научной речи литературный язык меняется не только количественно, но и качественно. Научные термины, попадая в литературный язык, переосмысливаются, используются как метафоры: психическая травма, общественный резонанс, моральный вакуум, вирус стяжательства.