Изучение особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками
Введение
Авторы рассматривают общение ребёнка со сверстниками, как особенную сферу его постоянной деятельности, также как вид социальной деятельности дошкольника, общение выражается одним из ключевых показателей в развитии личности ребенка. «Старшему дошкольному возрасту свойственна идентификация со взрослыми и сверстниками, желание соответствовать нормам адекватного поведения», – описывает в своем пособии Т. И. Бабаева. Вопрос о проблеме развития и формирования особенной общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками условно не изучена, но ярко развивается в возрастной психологии. Волкова А.И. даёт определение общению: «общение имеет значимую часть жизни ребенка и то как он овладеет различными способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления». Для детей 5-6 лет в общении и взаимодействии их со сверстниками появляются достаточно трудные взаимоотношения, которые влияют на его развитие личности. «Общение и взаимодействие со сверстниками играет важнейшую роль в жизни детей». Она будет представлять из себя главное условие для развития общих черт личности ребенка, проявление и развитие коллективных взаимоотношений детей.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………......... 3
Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогических исследований в области изучения особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками…………………………………….............................................
1.1 Особенности общения детей 5-6 лет со сверстниками в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………...
1.2Характеристика изучения особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками……………………………………………………………… 9
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками…………………………………………..…………. 15
2.1 Организация и методы исследования особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками……………………………………………………
2.2Результаты исследования особенностей развития общения детей 5-6 лет со сверстниками ……………………………………………………… 15
Заключение ………………………………………………………………....... 26
Список используемой литературы …..……………………............................ 28
Список используемой литературы
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс. – 2014. С. 363.
Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших // Детский сад: теория и практика. М.: 2016.С. 74–85.
Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В.Н. Белкина. М.: Просвещение. 2012.С.291-294.
Бычкова С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти. 2018. С. 96.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт. 2017. С. 200.
Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Издательство Юрайт. 2016. С. 685–687.
Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. М.: МГУ. 2009. С. 576.
Комратова Н. Г. Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Прометей. 2016. С. 39–43.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Либроком.2014. С. 216.
Лисина М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: Владос. 2013.С.156-178
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика. 2011. С. 128.
Никитина Е. Л. Развитие межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях. М.: Знание. 2016. С. 52–54.
Печенина Н. А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы. 2015. № 2.5. С. 93–95. 32
Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М.: Педагогика, 2008. 148 с.
Репина М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста. . М.:Владос. 2015. С. 1267–1269.
Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы. М.: Владос. 2005. С.158.
Шипицына Л. М
В старшем дошкольном возрасте дети все чаще делают что-то намеренно для своих сверстников, чтобы помочь им или как-то улучшить их. Вы сами это понимаете и можете объяснить свои действия. «Очень значимо, чтобы дети думали не только о том, как помочь сверстникам, но и о своем настроении и желаниях; они чистосердечно хотят приносить радость и удовольствие. Дружба начинается с такого внимания к товарищу, с заботы о нем» [13]. «В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более стабильным вне зависимости от абстрактных условий взаимодействия. Больше всего они заботятся о своих друзьях, выбирают играть с ними, сидеть за столом, гулять и т. д.» [7].
Таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста преобладает высшая форма коммуникативной активности – вне–ситуативно-личностное общение. В.В. Абраменкова описывает черты общения детей 5-6 лет:
1. «характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки» [5].
2. «контактов детей – их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым ребенок придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п» [5].