Изучение особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками

Скачать курсовую работу, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности общения детей 5–6 лет со сверстниками
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
22.07.2023
Объем файла
125 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Авторы рассматривают общение ребёнка со сверстниками, как особенную сферу его постоянной деятельности, также как вид социальной деятельности дошкольника, общение выражается одним из ключевых показателей в развитии личности ребенка. «Старшему дошкольному возрасту свойственна идентификация со взрослыми и сверстниками, желание соответствовать нормам адекватного поведения», – описывает в своем пособии Т. И. Бабаева. Вопрос о проблеме развития и формирования особенной общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками условно не изучена, но ярко развивается в возрастной психологии. Волкова А.И. даёт определение общению: «общение имеет значимую часть жизни ребенка и то как он овладеет различными способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления».  Для детей 5-6 лет в общении и взаимодействии их со сверстниками появляются достаточно трудные взаимоотношения, которые влияют на его развитие личности. «Общение и взаимодействие со сверстниками играет важнейшую роль в жизни детей». Она будет представлять из себя главное условие для развития общих черт личности ребенка, проявление и развитие коллективных взаимоотношений детей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......... 3

Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогических исследований в области изучения особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками…………………………………….............................................

1.1 Особенности общения детей 5-6 лет со сверстниками в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………...

1.2Характеристика изучения особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками……………………………………………………………… 9

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками…………………………………………..…………. 15

2.1 Организация и методы исследования особенностей общения детей 5-6 лет со сверстниками……………………………………………………

2.2Результаты исследования особенностей развития общения детей 5-6 лет со сверстниками ……………………………………………………… 15

Заключение ………………………………………………………………....... 26

Список используемой литературы …..……………………............................ 28

Список используемой литературы
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс. – 2014. С. 363.
Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших // Детский сад: теория и практика. М.: 2016.С. 74–85.
Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В.Н. Белкина. М.: Просвещение. 2012.С.291-294.
Бычкова С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти. 2018. С. 96.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт. 2017. С. 200.
Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Издательство Юрайт. 2016. С. 685–687.
Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. М.: МГУ. 2009. С. 576.
Комратова Н. Г. Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Прометей. 2016. С. 39–43.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Либроком.2014. С. 216.
Лисина М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: Владос. 2013.С.156-178
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика. 2011. С. 128.
Никитина Е. Л. Развитие межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях. М.: Знание. 2016. С. 52–54.
Печенина Н. А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы. 2015. № 2.5. С. 93–95. 32
Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М.: Педагогика, 2008. 148 с.
Репина М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста. . М.:Владос. 2015. С. 1267–1269.
Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы. М.: Владос. 2005. С.158.
Шипицына Л. М

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще делают что-то намеренно для своих сверстников, чтобы помочь им или как-то улучшить их. Вы сами это понимаете и можете объяснить свои действия. «Очень значимо, чтобы дети думали не только о том, как помочь сверстникам, но и о своем настроении и желаниях; они чистосердечно хотят приносить радость и удовольствие. Дружба начинается с такого внимания к товарищу, с заботы о нем» [13]. «В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более стабильным вне зависимости от абстрактных условий взаимодействия. Больше всего они заботятся о своих друзьях, выбирают играть с ними, сидеть за столом, гулять и т. д.» [7].

    Таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста преобладает высшая форма коммуникативной активности – вне–ситуативно-личностное общение. В.В. Абраменкова описывает черты общения детей 5-6 лет: 

1. «характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки» [5].

2. «контактов детей – их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым ребенок придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п» [5].