Инвективная лексика в языке современных школьников
Введение
В нашей стране инвективная лексика большой временной отрезок оставалась в тени научных исследований, что объясняется идеологией государства. Этот пласт лексики не подвергался всеобъемлющему анализу и за рубежом.
Между тем, инвективная лексика является важным средством для реализации связи между выражением крайне негативного отношения к объекту оценки и ценностным представлением общества. В языке любого социума данный пласт лексики занимает определенное место и поэтому его научный анализ объективно необходим, чтобы в полной мере исследовать сам язык и общество, им обслуживаемое. Посредством языковой экспрессии, которая служит способом выражения преимущественно отрицательных эмоций, общество оценивает действительность.
Актуальность темы определяется возросшей необходимостью изучения и преподавания культуры речи в современной школе, и обусловлена недостаточной изученностью большинства вопросов, связанных с определением места инвективы в языковой системе, условиями ее функционирования. Вопрос квалификации с точки зрения наличия в коммуникативном намерении говорящего семантики оскорбительности был изучен многими исследователями (Ю. А. Бельчиков, Н. Д. Голев,
М. В. Горбаневский, В. И. Жельвис, О. С. Иссерс, В. Н. Капленко,
А. В. Коряковцев, Г. В. Кусов, С. В. Сыпченко, Т. В. Чернышова,
Б. Я. Шарифуллин, Ю. В. Щербинина), жанровое своеобразие инвектив на материале средневековых рукописей – Г. М. Бралиной. Жанр инвективы в русской лирике середины 19 века освещён в работе А. А. Новохатько, использование инвективных выражений в публицистическом и художественном текстах – в исследовании Е. Г.Анциферовой. Современные исследователи для накопления прецедентной базы оскорбительного характера высказывания отмечают необходимость комплексного изучения инвективы. Сложившаяся ситуация обусловливает актуальность исследований, посвященных изучению инвектив в речи современных школьников.
Содержание
Введение 6
1 Теоретические основания исследования инвективной лексики 9
1.1 Инвективная лексика в современной лингвистике 9
1.2 Функции инвективной лексики 12
1.2.1 Вариативное представление функций языка 12
1.2.2 Коммуникативная функция 15
1.2.3 Номинативная функция 18
1.2.4 Волюнтативная функция 20
1.2.5 Обобществляющая функция 22
1.2.6 Эстетическая функция 25
1.3 Классификация инвективной лексики 26
Выводы по І главе 30
2 Экспериментальные исследования инвективной лексики 32
2.1 Анализ проявления инвектив 32
2.2 Анализ каналов поступления инвектив 38
2.3 Сравнительный анализ результатов проведённого исследования 43
Выводы по ІІ главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 54
Список использованных источников
1 Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. / Н. Д. Арутюнова – М.: Наука, 1988. – 339 с.
2 Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки // ВЯ. 1985. N 3. – 279 с
3 Ахманова, О. С. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ах-манова – М.: Уч.пед.гиз, 1957. – 296 с.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.,1969. – 382 с. Баранникова, Л. И. Просторечие как особый социальный компонент языка / Л. И. Баранникова / Язык и общество. Саратов, 1974. вып.3. – С. 4-21.
5 Бабенко Л.Г. Эмотивные смыслы в семантике предложения // Проблемы семантики предложения: выраженный и невыраженный смысл. Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1986. – 432 с.
6 Базылев В.Н., Бельчиков Ю.А., Леонтьев А.А., Сорокин Ю.С. Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и массовой информации // Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. М., 2004. . – 512 с.
7 Баранникова Л.И. Просторечие как особый социальный компонент языка // Язык и общество. Саратов, 1974. вып.3. – С. 4-21.
8 Баранникова, Л. И. Просторечие и литературный разговорный язык / Л. И. Баранникова // Язык и общество. Саратов, 1977. Вып.3. – С. 32-42.
9 Батюкова, Н. В. О соотношении студенческого жаргона и городского просторечия / Н. В. Батюкова // Живое слово в русской речи Прикамья. Пермь, 1989. – С.89-95.
10 Беликова, H. H. Функционирование некодифицированной лексики в тексте: дис.канд. филол. наук. / H. H. Беликова – С. П-б., 1992. – 89 с.
11 Блинова О.И. Явление мотивации слова (лексикологический аспект): Учеб. пособие. – Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. – 356 с.
12 Богданов, В. В. Классификация речевых актов / В. В. Богданов // Лич-ностные аспекты языкового общения. Калинин: Изд-во Калининск. Ун-та, 1989. – С. 25-37.
13 Богданов, В. В. Коммуниканты / В. В. Богданов // Вестн. Харьковского ун-та, N 339. Человек и речевая деятельность. Харьков, 1989. – С. 5-10.
14 Борисова, Е. Г. Современный молодежный жаргон / Е. Г. Борисова // Русская речь. 1980. N 5. – С. 51-54.
15 Булыгина, Т. В. Оценочные речевые акты извне и изнутри / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка. Язык речевых действий. – М.: Наука, 1994. – С. 49-58.
16 Быков, В. Б. Русская феня. Словарь современного интержаргона ассо-циальных элементов / В. Б. Быков – Смоленск: Транс – Имаком, 1994. – 222 с.
17 Верхоланцева, Н. Ф. Из наблюдений над использованием простореч-ной лексики мужчинами и женщинами носителями литературного языка / Н. Ф. Верхоланцева // Живое слово в русской речи Прикамья – Пермь, 1989. – С. 83-89.
18 Вильтовская, Я. И. Исследование объема и состава лексикона подростка: дис. канд. филол. Наук / Я. И. Вильтовская – Минск, 1980. – 177 с.
19 Виноградова, Е. М. Эпистолярные речевые жанры и семантика текста / Е. М. Виноградова – М., 1991. – 274 с.
20 Винокур, Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т. Г. Винокур / АН СССР, Ин-т. Москва; Наука, 1980. – 240 с.
21 Винокур, Т. Г. Устная речь и стилевые свойства высказывания / Т. Г. Винокур // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. – С. 44-84.
22 Волкова, H. A. Лексико-семантическая группа "лицо" в современном молодежном жаргоне / H. A. Волкова // Изучение творческого наследия проф. Г. О. Винокура: Тезисы региональной научной конференции. Киев, 1991. – С. 33-34.
23 Волкова, H. A. Современный молодежный жаргон как лингво-экологическая проблема / H. A. Волкова // Тезисы докладов Всероссийской межвузовской научной конференции "Речь города". Омск, 1995. – С. 42-44.
24 Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф – М.: Наука, 1985. – 228 с.
25 Вольф, Е. М. Эмоциональные состояния и их представления в языке. Логический анализ языка. / Е. М. Вольф // Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М.: Наука, 1989. – С. 55-75.
26 Воронцова Ю.А. Особенности прагматического воздействия в текстах средств массовой информации // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов. В 2-х т. Волгоград, 2007. Т. 1. – С. 85-95.
27 Гальперин И.Р. О термине "слэнг"// М.: Вопросы языкознания. 1956. № 6. – С. 155-157.
28 Голев, А. Д. Взаимодействие разных типов речи в прозе В. Шукшина (на материале рассказа «Сураз») / А. Д. Голев // В. М. Шукшин. Жизнь и творчество. Труды Краевого музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая. – Вып.2. – Барнаул, Алт. гос. ун-т, 1992. – С. 121-123.
29 Горбаневский, М. В. Русская городская топонимия: методы историко-культурного изучения и сщздания компьютерных словарей / М. В. Горбаневский – М.: Об-во любителей рос. Словесности, Ин-т народов России. 1996. – 304 с.
30 Грачев М.А. Взаимодействие лексики социальных диалектов.// Линг-вистика на исходе XX века: Итоги и перспективы. Тезисы международной конференции. Т.1.- М.: Филология, 1995. – 414 с.
31 Грачев М.А. В погоне за эффектом. Блатные слова на газетной полосе // Русская речь. 2001. № 5. – 317 с.
32 Грачев, М. А. Некоторые тенденции в современном молодежном жаргоне / М. А. Грачев // Горьковская областная научная конференция молодых ученых. Горький: ГГПИ им. М. Горькова, 1984. – С. 23.
33 Грачев, М. А. Язык из мрака. Блатная музыка и феня / М. А. Грачев – Нижний Новгород: Флокс, 1992. – С. 202.
34 Гридин В.Н. Психолингвистические функции эмоционально-экспрессивной лексики: автореф. дис. канд. филол. наук / В. Н. Гридин – М., 1976. – С. 73.
35 Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 736 с.
36 Дементьев, В. А. О типологии жанров фатического общения / В. А. Дементьев // Речь города. Тезисы Всероссийской межвузовской научной кон-ференции. Часть 2., Омск, 1995. – С. 2-6.
37 Дементьев, В. А. Жанровая структура фатической коммуникации: ав-тореф. канд. филол. наук / В. А. Дементьев – Саратов, 1995. – 54 с.
38 Елистратов, B. C. Словарь московского арго / B. C. Елистратов // материалы 1980–1994 гг. М.: Русские словари, 1994. – 700 с.
39 Жельвис, В. И. Инвективная стратегия как национально – специфиче-ская характеристика / В. И. Жельвис // Этнопсихолингвистика. – М.: Наука, 1988. – С. 98-108.
40 Жельвис, В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема / В. И. Жельвис – М.: Ладомир, 2001. – 350 с.
41 Жельвис, В. И. Проблема проникновения табуированной обсценной лексики в текст художественного произведения / В. И. Жельвис // Художе-ственный текст: проблемы изучения. Тезисы выступления на совещании. М., 1990. – С. 97.
42 Жельвис, В. И. Эмотивный аспект речи: (Психолингвистическая интеграция речевого воздействия) / В. И. Жельвис – Ярославль, 1990. – С. 23.
43 Зайковская, Т. В. Кое-что о школьном жаргоне / Т. В. Зайковская – Кишинев: Словесник Молдовы, 1993. – 260 с.
44 Зайковская, Т. В. Пути пополнения лексического состава современного молодежного жаргона: автореф. дис. канд. филол. наук / Т. В. Зайковская – М., 1993. – 34 с.
45 Залевская A.A. Проблема организации внутреннего лексикона человека. Калинин, 1977. – 56 с.
46 Залевская A.A. Психолингвистические исследования принципов орга-низации лексикона человека: дис. д-ра. филол. наук. – Л.,1980. – 34 с.
47 Залевская A.A. Психолингвистические проблемы семантики слова. – Калинин, 1982. – 84 с.
48 Залевская A.A. Слово во внутреннем лексиконе и языке. – Воронеж, 1989. – 58 с.
49 Земская, Е. А. Городская устная речь и задачи ее изучения / Е. А. Земская // Разновидности городской устной речи. – М.: Наука, 1988. – С. 5-44.
50 Ивин, A. A. Основания логики оценок / A. A. Ивин – М., 1970. – 57 с.
51 Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов – М.: Наука, 1987. – 120 с.
52 Киселева, Л. А. Язык как средство воздействия [Текст]: (На материале Эмоционально-оценочной лексики современного рус. яз.): Лекции спецкурса / Л. А. Киселева // Ленингр. гос. пед. Ин -т им. А. И. Герцена. – Ленинград: [б.и.], 1971. – 59 с.
53 Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик // М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. Гос. пед. Ин-т, 1992. – 330 с.
54 Колшанский, Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский – М.: Наука, 1990. – 108 с.
55 Колшанский, Г. В. Контекстная семантика / Г. В. Колшанский – М.: Наука, 1980. – 150 с.
56 Копорский С. Воровской жаргон в среде школьников // Вестник про-свещения. 1927. N 1. – С. 7-12.
57 Копыленко М. М. О семантической природе молодежного жаргона // Социально-лингвистические исследования. – М. Наука, 1976. – 79–86 с.
58 Крысин Л. П. Изучение современного русского языка под социальным углом зрения. РЯД., 1991. N 5. – С. 8-14.
59 Крысин Д. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. – М., Наука, 1989. – 187 с.
60 Крысин Л. П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995). М., 1996. – 124 с., С.142 -185.
61 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
62 Лошманова Л. Т. Жаргонизированная лексика в бытовой речи молодежи: Дис.канд. филол. наук. – Л., 1974. – 232 с.
63 Лукьянова Н. А. Лексика современных говоров как объект изучения. Учебное пособие. – Новосибирск, 1983. – 80 с.
64 Лукьянова Н. А. О семантике и типах экспрессивных лексических единиц // Экспрессивность лексики и фразеологии. – Новосибирск: Из-во НГУ, – 1983. – 12-41 с.
65 Лукьянова H. A. Языковая интуиция носителей говоров как источник информации о семантике экспрессивного слова // Синтактическая и лексиче-ская семантика. – Новосибирск: Из-во "Наука", 1986. – С.193-208.
66 Лукьянова H. A. Экспрессивная лексика разговорного употребления: проблемы семантики. – Новосибирск: Наука, 1986. – 227 с.
67 Лукьянова H. A. о контекстных условиях реализации семантики экс-прессивного слова (к вопросу об экспрессивном контексте) // Экспрессивность на разных уровнях языка. – Новосибирск: НГУ, 1984. – С.42-59.
68 Матвеева Т. В. Лексическая агрессивность в языке. Свердловск, 1986.
69 Михайлин В. М. Тропа звериных слов: Пространственно-ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции. – М.: НЛО, 2005, – 360 с.
70 Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное [Текст] / В.М. Мокиенко / /Русистика. – Берлин,1994. – №1/2. – С.50–73.
71 Надель-Червинская // Проблемы обсценной лексики в лексикографи-ческом описании. (Лексика постандарта.1Проблемы описания разговорной ре-чи.) – Катовице, 2007. – 356 с.
72 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1994. – 944 с.
73 Панов М. В. О стилях произношения (в связи с общими проблемами стилистики) // Развитие современного русского языка. М., 1963. – 268 с.
74 Пестерова Н. Т., Рут М. Э. Номинативность и экспрессивность в се-мантике образного слова (именование людей в речи школьников) // Живая речь уральского города. Свердловск,1988. – С.88 - 96.
75 Петрищева Е. Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М.: Наука, 1984. – 222 с.
76 Пражский лингвистический кружок [Текст]: Сборник статей / Сост., ред. и предисл. Н. А. Кондрашова / Москва: Прогресс, 1967. – 559 с.
77 Рыбникова М. А. Об искажении и огрубении речи учащихся// Родной язык в школе. М., 1927. N 1. – С.243 - 255.
78 Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Флинта, 2003. – 345 с.
79 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Се-пир; Пер. с англ. под ред. и с предисл., [c 5-22] А. Е. Кибрика. – М.: Прогресс :Изд. Группа «Универс», 1993. – 654,[1] c.
80 Скворцов Л. И. Культура речи: Слов. – справ.: Учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Скворцов. – М.: Academia, 2003. – 218 с.
81 Словарь молодежного жаргона / Под ред. И. А. Стернина. – Воронеж, МП "Логос", 1992. – 114 с.
82 Снегов С.А. Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. – Свердловск, 1991. – 371 с.
83 Снегов С. А. Философия блатного языка // Даугава. Рига.1990 N 11. – С.72-90.
84 Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972. – 303 с.
85 Стексова Т. И. Угроза как речевой жанр // Функциональный анализ значимых единиц русского языка. Новокузнецк, 1992. – С. 6-11.
86 Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975. – С. 45-47.
87 Сусов И. П. Личность как субъект языкового общения. Личностные аспекты языкового общения. – Калинин: Изд-во Калининск. ун-та, 1989. – С. 9–24.
88 Суран Т. И. Языковая личность автора и персонажа художественной прозы (по материалам М. А. Булгакова): дис. канд. филол. наук. Одесса, 1994. – С. 19–24.
89 Трипольская Т. А. О методах исследования семантики экспрессивного слова // Экспрессивность на разных уровнях языка. Новосибирск: НГУ, 1984 – С.110–113.
90 Трипольская Т. А. Семантическая структура экспрессивного слова и ее лексикографическое описание: автореф. дис. канд. филол. наук. – Новосибирск, 1985. – 22 с.
91 Трипольская Т. А. Высказывания с экспрессивными характеристиками лица (семантика и прагматика) // Семантические и прагматические аспекты вы-сказывания. Новосибирск, 1991. – С.107 – 115.
92 Трипольская Т. А. Косвенные оценки высказывания как средство опи-сания языковой личности // Лексика, грамматика, текст в свете антропопологи-ческой лингвистики: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Екатеринбург: УрГУ, 1995. – 71 с.
93 Трошина Н. Н. Карл Бюлер. / Европейские лингвисты 20 века / – М. 2001.1 – С. 33–141.
94 Успенский Б.А. Избранные труды. – М., 1994. – 371 с.
95 Успенский Б. А. Мифологический аспект русской экспрессивной фра-зеологии [Текст] // Б. А. Успенский. Избранные труды. – Т. 2. – М.,1994. – С. 53–128.
96 Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографичесий словарь. – 41- е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
97 Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь. – 2001. № 1. – 347 с.
98 Шевченко С. В., Московцев Н. Г. Вашу, мать, сэр!: иллюстрированный словарь – путеводитель по американскому слэнгу / Н. Московцев, С. Шевченко. – 2- е изд., доп. и перераб. – Москва [и др.]: Питер, 2009 (СПб.: ИПК «Ленинградское издательство»). – 532 с.
99 Шаховский В. И. Эмотивный компонент значения и методы его описания: Учебное пособие. – Волгоград, 1983. – 94 с.
100 Шмелева Т. В. Речевой жанр как первичная характеристика высказывания // Высказывание как объект лингвистической семантики и теории коммуникации: тез. докл. респ. науч. конф. 4.1. Омск, 1992. – С. 25 –26.
101 Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 6 кн. /Василий Шукшин. – Москва: Надежда – 1, 1998 – 21 см. Охота жить: кн.1Охота жить: [рассказы].1 – 998. – 510 с.
102 Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 6 кн. /Василий Шукшин. – Москва: Надежда – 1, 1998 –.21 см. Охота жить: кн.3 Странные люди: [сбор-ник]. – 1998. – 526 с.
103 Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд., доп. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 709 с. – Терминол. указ.: 627-650 с. – Указ. языков мира: 651-660 с. – Аннот. имен. указ.: С. 684- 707.
104 БАС Словарь современного русского литературного языка / АН СССР. Ин–т рус. яз. – М., Л., 1948 – 1965. Т.1–7. – С. 246.
105 МАС-3 Словарь русского языка: В 4-х т./Гл. ред. А. Н. Евгеньева: АН СССР. Ин – т рус. яз. 3-е изд., стереотип. – М., 1985–1988. – С. 174.
106 Сл. Даля Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 – х т. – М., 1955. – С. 236.
107 ТСО Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведо-вой. 16 – е изд., стереотип. – М., 1984. – С. 317.
108 ТСУ Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М., 1935 – 1940. Т.1–4. – С.176.
109 Baudhuin, E. S. Obscene Language and Evaluative Response [Tекст]:An Empirical Study / E. S. Baudhuim // Psyhological Reports. – 1973. − № 32. – P. 399 – 402.
Проанализировав каналы поступления инвектив в речь школьников, приходим к заключению, что на рубеже веков электронные СМИ получили возможность формировать язык, его словарный запас и языковые нормы, к сожалению, растлевая современных школьников, обедняя их словарный запас. Противостоять такой тенденции может только сознательная профессиональная работа по повышению культуры речи. В ходе анкетирования среди учащихся младшего школьного возраста был выявлен небольшой процент от 1-2 до 15 %, связанный с использованием оскорблений в речи. Дополнительное интервью с учащимися подтвердило, что оскорбительными словами они рассматривают «дразнилки», «подтрунивание», «задирание», провоцирование к конфликту. По результатам ответов учащихся замечены случаи употребления оскор-бительных слов во время переписки в социальных сетях и наибольший процент оскорблений, используемых для разрядки и снятия напряжения в общении, связанный с унижением достоинства собеседника.