Изучение влияния цифровых образовательных ресурсов на развитие логического мышления младших школьников
Введение
В настоящее время происходит огромное количество изменений, очевидно, что они затрагивают и систему образования. Одним из многочисленных изменений является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. До настоящего времени весь процесс обучения был направлен на формирование у школьников знаний, умений и навыков, а сейчас главной задачей является сформировать универсальные учебные действия и привить умение самостоятельно учиться.
Адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде, принимать самостоятельные обоснованные решения, существовать и развиваться как личность, может только человек, умеющий логично и обдуманно мыслить. Важно развивать логическое мышление уже на начальной ступени образования. Обучаясь, школьник приобретает новые знания, умения и навыки, которые помогают ему предусматривать будущие события, совершенствоваться, стойко справляться с любыми трудностями, возникающими на его жизненном пути, быстро находить оптимальное решение для любой проблемы, творчески подходить к выполнению различного вида задач.
Особую значимость в начальных классах имеет работа по развитию логического мышления. С началом обучения происходит становление мышления центром психического развития ребенка и определяющим в системе других психических функций, приобретающих под влиянием мышления произвольный характер [2].
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования логического мышления младших школьников 7
1.1 Особенности логического мышления младших школьников 7
1.2 Особенности использования цифровых ресурсов и их место в образовательном процессе 15
1.3 Условия влияния цифровых образовательных ресурсов на развитие логического мышления младших школьников 19
Вывод по главе 1 23
Глава 2. Исследование влияния ЦОР на развитие логического мышления у младших школьников 25
2.1 Диагностика развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 25
2.2 Анализ результатов исследования 29
Вывод по главе 2 35
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Список использованной литературы
1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов]/Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176-182.
2. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П. П. Блонский; под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж. : МОДЭК, 2006. – 629 с.
3. Бухтоярова, Н. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования метапредметных умений на уроках технологии / Н. А. Бухтоярова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3878/ (дата обращения: 12.11.2021).
4. Власова, О. В. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста / О. В. Власова, Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань: Бук, 2014. — С. 25-35. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6093/ (дата обращения: 08.11.2021).
5. Гончарова, О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – № 10. – С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/45/5505/ (дата обращения: 08.11.2021).
6. Груздова О. Г., Стенякова Н. Е. Современные образовательные технологии как инструмент формирования основ теоретического мышления обучающихся // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017 № 3 С.163-173.
7. Жукова, Е. А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды / Е. А. Жукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43431/ (дата обращения: 12.11.2021).
8. Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей// Дефектология. 1984 № 1 С. 28-34.
9. Зонова, С. А. Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера / С. А. Зонова, К. О. Сузи. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38472/ (дата обращения: 12.11.2021).
10. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 08.11.2021).
11. Клемешова, Н. С. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62032/ (дата обращения: 12.11.2021).
12. Коноваленко, Е. А. Логическое мышление младших школьников и его характеристика / Е. А. Коноваленко, В. В. Христенко, С. А. Скрыпцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77033/ (дата обращения: 08.11.2021).
13. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Юрайт: МГППУ, 2010. – 460 с.
14. Роберт И.В. Информация и информационное взаимодействие, их место и роль в современном образовании // Мир психологии. 2010. №3. С. 54-67.
15. Санина Е.И. Интерактивные методы и средства обучения в средней школе. / [Текст]. Е.И. Санина, Т.С. Попова // Ярославский педагогический вестник. - 2016, №6. -с. 112-114.
16. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783-1785. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31154/ (дата обращения: 15.11.2021).
17. Сунгурова Н.Л. Психологические последствия освоения обучающимися информационно - компьютерной образовательной среды // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия "Философские, социальные и естественные науки". - № 5 (17). 2012.
18. Чертовских, О. О. Перспективы использования цифровых образовательных ресурсов / О. О. Чертовских. — Текст: непосредственный // cyberleninka.ru. — 2019. — № 4(29).
19. Шадрина, И. В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки [Текст] / И. В. Шадрина // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 72-77.
20. Шапиев, Д. С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 12.11.2021).
21. Яковлева, С. Г. Развитие логических суждений у младших школьников. [Текст] / С. Г. Яковлева // Начальная школа. – 2002. – № 12. – С. 84-86.
Как показало исследование, результаты контрольной группы выше, чем в экспериментальной, потому что в последней низкий уровень мышления почти на 8% превышает результаты по тому же показателю контрольной группы. В контрольной группе средний и высокий уровни логического мышления на 4% учеников больше, чем в экспериментальной. На констатирующем этапе мы выявили, что у учащихся экспериментальной группы средний уровень логического мышления. В этой группе больше детей с низким уровнем логического мышления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся и контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень логического мышления. Однако, в контрольной группе уровень логического мышления выше, чем в экспериментальной. А вот низкий уровень преобладает в экспериментальной группе. Ученики и той и другой группы владеют логическими операциями, просто одни из них более пассивны и им требуется больше времени для выполнения заданий.