Изучение влияния цифровых образовательных ресурсов на развитие логического мышления младших школьников

Скачать курсовую работу, цель исследования – выявить условия влияния цифровых образовательных ресурсов на развитие логического мышления младших школьников
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.07.2023
Объем файла
242 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время происходит огромное количество изменений, очевидно, что они затрагивают и систему образования. Одним из многочисленных изменений является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. До настоящего времени весь процесс обучения был направлен на формирование у школьников знаний, умений и навыков, а сейчас главной задачей является сформировать универсальные учебные действия и привить умение самостоятельно учиться.
Адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде, принимать самостоятельные обоснованные решения, существовать и развиваться как личность, может только человек, умеющий логично и обдуманно мыслить. Важно развивать логическое мышление уже на начальной ступени образования. Обучаясь, школьник приобретает новые знания, умения и навыки, которые помогают ему предусматривать будущие события, совершенствоваться, стойко справляться с любыми трудностями, возникающими на его жизненном пути, быстро находить оптимальное решение для любой проблемы, творчески подходить к выполнению различного вида задач.
Особую значимость в начальных классах имеет работа по развитию логического мышления. С началом обучения происходит становление мышления центром психического развития ребенка и определяющим в системе других психических функций, приобретающих под влиянием мышления произвольный характер [2].

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования логического мышления младших школьников 7

1.1 Особенности логического мышления младших школьников 7

1.2 Особенности использования цифровых ресурсов и их место в образовательном процессе 15

1.3 Условия влияния цифровых образовательных ресурсов на развитие логического мышления младших школьников 19

Вывод по главе 1 23

Глава 2. Исследование влияния ЦОР на развитие логического мышления у младших школьников 25

2.1 Диагностика развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 25

2.2 Анализ результатов исследования 29

Вывод по главе 2 35

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Список использованной литературы

1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов]/Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176-182.

2. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П. П. Блонский; под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж. : МОДЭК, 2006. – 629 с.

3. Бухтоярова, Н. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования метапредметных умений на уроках технологии / Н. А. Бухтоярова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3878/ (дата обращения: 12.11.2021).

4. Власова, О. В. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста / О. В. Власова, Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань: Бук, 2014. — С. 25-35. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6093/ (дата обращения: 08.11.2021).

5. Гончарова, О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – № 10. – С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/45/5505/ (дата обращения: 08.11.2021).

6. Груздова О. Г., Стенякова Н. Е. Современные образовательные технологии как инструмент формирования основ теоретического мышления обучающихся // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017 № 3 С.163-173.

7. Жукова, Е. А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды / Е. А. Жукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43431/ (дата обращения: 12.11.2021). 

8. Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей// Дефектология. 1984 № 1 С. 28-34.

9. Зонова, С. А. Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера / С. А. Зонова, К. О. Сузи. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38472/ (дата обращения: 12.11.2021).

10. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 08.11.2021).

11. Клемешова, Н. С. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62032/ (дата обращения: 12.11.2021).

12. Коноваленко, Е. А. Логическое мышление младших школьников и его характеристика / Е. А. Коноваленко, В. В. Христенко, С. А. Скрыпцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77033/ (дата обращения: 08.11.2021).

13. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Юрайт: МГППУ, 2010. – 460 с.

14. Роберт И.В. Информация и информационное взаимодействие, их место и роль в современном образовании // Мир психологии. 2010. №3. С. 54-67. 

15. Санина Е.И. Интерактивные методы и средства обучения в средней школе. / [Текст]. Е.И. Санина, Т.С. Попова // Ярославский педагогический вестник. - 2016, №6. -с. 112-114.

16. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783-1785. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31154/ (дата обращения: 15.11.2021).

17. Сунгурова Н.Л. Психологические последствия освоения обучающимися информационно - компьютерной образовательной среды // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия "Философские, социальные и естественные науки". - № 5 (17). 2012. 

18. Чертовских, О. О. Перспективы использования цифровых образовательных ресурсов / О. О. Чертовских. — Текст: непосредственный // cyberleninka.ru. — 2019. — № 4(29).

19. Шадрина, И. В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки [Текст] / И. В. Шадрина // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 72-77.

20. Шапиев, Д. С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 12.11.2021).

21. Яковлева, С. Г. Развитие логических суждений у младших школьников. [Текст] / С. Г. Яковлева // Начальная школа. – 2002. – № 12. – С. 84-86.

Как показало исследование, результаты контрольной группы выше, чем в экспериментальной, потому что в последней низкий уровень мышления почти на 8% превышает результаты по тому же показателю контрольной группы. В контрольной группе средний и высокий уровни логического мышления на 4% учеников больше, чем в экспериментальной. На констатирующем этапе мы выявили, что у учащихся экспериментальной группы средний уровень логического мышления. В этой группе больше детей с низким уровнем логического мышления.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся и контрольной и экспериментальной групп имеют средний уровень логического мышления. Однако, в контрольной группе уровень логического мышления выше, чем в экспериментальной. А вот низкий уровень преобладает в экспериментальной группе. Ученики и той и другой группы владеют логическими операциями, просто одни из них более пассивны и им требуется больше времени для выполнения заданий.