Правовое регулирование деятельности платформ электронной коммерции в России
Введение
Стремительное развитие коммуникационных технологий в экономике кардинально меняет природу и механизмы потребления. Традиционный формат покупки товара в формате посещения потребителем торговой точки, с последующим выбором его среди тех, что есть в наличии, и, наконец, приобретение того, что удалось найти, как показала практика, уходит в прошлое. Современные покупатели, умело пользующиеся новыми коммуникационными техно-логиями и гаджетами, хотят покупать товар, не вставая с дивана. При этом, доставка товара, выбранного и оплаченного покупателем удаленно, на дом становится практически общим стандартом. Такой формат продаж становится мейнстримом, поскольку дает максимальные удобства для потребителя как в части доступа к широкому ассортименту товаров, так и в ча-сти экономии времени и расходов. Название этого мейнстрима - маркетплейс или онлайн-платформа электронной коммерции. Следует отметить, что наблюдаемому в настоящее время резкому росту продаж на платформе маркетплейсов также способствовала ситуация с коронавирусом (пандемией) и факторами множественных ограничений, оказавшая значительное влияние на мировую эко-номику в целом. Именно маркетплейсы, а также сервисы по доставке товаров стали основ-ными бенефициарами пандемии и режима самоизоляции, в то время как деятельность многих офлайновых торговых сетей и торговых точек во всем мире подверглись сокращению, что вынудило их в срочном порядке пересматривать свои бизнес-модели и стратегии развития. То же самое верно и в отношении производителей и поставщиков продукции в плане поиска новых, более адекватных нынешним условиям каналов реализации. Согласно Индекса цифровой экономики от компании Adobe Analytics, анализирующего динамику е-коммерции, уже в апреле 2020 года интернет-магазины в США стали основным местом покупок. Аналогичный тренд имеет место и в России. Так в апреле 2020 года число новых интернет-магазинов увеличилось почти в 2 раза (на 99,02%), чем в первом квартале и в полтора раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, подсчитала компания Advant Shop.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты реализации электронной коммерции 5
1.1 Понятие электронной коммерции: история, сущность и виды 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности платформ электронной коммерции в России 9
2 Современные тенденции и пути совершенствования механизмов развития платформ электронной коммерции 15
2.1 Судебная практика по вопросам деятельности платформ электронной коммерции 15
2.2 Проблемы и пути совершенствования правовых основ электронной коммерции в России 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Список использованных источников
1 Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле / Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). – Нью-Йорк: Изд-во ООН, 1998. – С. 319-323.
2 Модельный закон об электронной торговле / Межпарламентская Ассамблея госу-дарств-участников СНГ. – Санкт-Петербург: Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств, 2009. - С. 268 - 293.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 25 дек; Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, с изменениями от 08.07.2021 года // Российская газета. – 2021. – 19 июля. – Ст. 5751.
5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ, с изменениями от 08.07.2021 года // Российская газета. – 2021. – 19 июля. – Ст. 5751.
6 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федераль-ный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
7 О персональных данных: федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3451.
8 Об электронной подписи: федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2036.
9 О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
10 Демченко М.В., Шайдуллина В.К. Правовое регулирование электронной торговли в условиях функционирования специальных правовых режимов / М.В. Демченко, В.К. Шай-дуллина // Предпринимательское право. - 2020. - № 3. - С. 37 – 45.
11 Исроилов Д.К., Галимов И.Э. Интернет платформа электронной коммерции / Д.К. Исроилов, И.Э. Галимов // XXII Туполевские чтения (школа молодых ученых): сб. докладов Междунар. Молодёж. науч. конф. – Казань: ООО «Издательство Фолиант», 2015. – С. 434-436.
12 Калентеев С.В. Электронная коммерция: учеб. пособие / С.В. Калентеев, Э.Х. Таипова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017 – 115 с.
13 Козинец Н.В. Особенности правового регулирования трансграничной электронной торговли в СНГ и в рамках евразийской экономической интеграции / Н.В. Козинец // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 10. - С. 229 – 239.
14 Корецкий П.Б. Электронная коммерция как инновационная форма ведения снаб-женческо-сбытовой деятельности / П.Б. Корецкий // Международный научный журнал «Ин-новационная наука». - 2017. - № 2. - С. 201-203.
15 Оголяр М.Д., Сливянчук Ю.В., Зайченко И.М. Электронная коммерция как способ трансформации бизнеса в условиях цифровой среды / М.Д. Оголяр, Ю.В. Сливянчук, И.М. Зайченко // Неделя науки СПБПУ: сб. материалов науч. конф. с междун. участием. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2019. – С. 158-161.
16 Ревинова С.Ю. Тенденции и перспективы российской электронной коммерции / С.Ю. Ревинова // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2017. – № 4. - С. 487-497.
17 Скворцова Н.А., Ченцова К.Г. Развитие системы электронной коммерции торговых компаний / Н.А. Скворцова, К.Г. Ченцова // Научные записки ОРЕЛГИЭТ – 2020. - № 1 (33). – С. 20-24.
18 Титова О.В., Давидюк М.О. О роли интернет платформ электронной коммерции в России / О.В. Титова, М.О. Давидюк // Актуальные проблемы экономики, менеджмента, пра-ва и информационных технологий: теория и практика: сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. – С. 225-227.
19 Черепанова Е.В. Правовой эксперимент как механизм апробации технологий элек-тронной торговли / Е.В. Черепанова // Международное публичное и частное право. - 2020. - № 6. - С. 38 – 41.
20 Эминов Ф.И. Информационные технологии управления предприятиями: моногра-фия / Ф.И. Эминов. - Казань: Мастер Лайн, 2015. - 123 с.
21 Юрасов А.Б. Основы электронной коммерции: учебник для вузов / А.Б. Юрасов. - Москва: Горячая Линия - Телеком, 2008. - 480 с.
22 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе: постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 // Вестник ВАС РФ. – 2012. – № 12.
23 О взыскании: 1) Суммы авансового платежа; 2) Неустойки, штрафа. Апелляцион-ное определение Свердловского областного суда от 30.04.2019 по делу N 33-6947/2019 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=iWtzXoS2BGoOqzvq&cacheid=5E5A8843A80A68222D6651609F1F0778&mode=splus&base=RASVR&n=174218#IxfaYoSldHofzrSZ (дата обращения:11.11.2
021).
24 О компенсации морального вреда, штрафа. Апелляционное определение Москов-ского городского суда от 06.02.2020 по делу № 33-4146/2020 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOCN&n=1257811#rvGiYoSyvKB5Hy9J (дата обращения: 11.11.2021).
25 О взыскании сумм по договору займа, кредитному договору. Определение Третье-го кассационного суда общей юрисдикции от 29.10.2020 N 88-17185/2020 [Электронный ре-сурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.c
gi?req=doc&ts=iWtzXoS2BGoOqzvq&cacheid=7E703FD603DA46A09C148F05FD6E77E0&mode=splus&base=KSOJ003&n=21078#E5VbYoSAVXGtEVmL2 (дата обращения: 11.11.2021).
26 О взыскании основного долга по договору займа; О взыскании процентов за поль-зование займом. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2020 N 88-22889/2020, 2-1314/2019 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ001&n=29796#WAnc YoSeg3TWlOHk1 (дата обращения: 11.11.2021).
27 О защите исключительных прав. Решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2021 г. № А41-58140/2020 [Электронный ресурс] // Электронное правосудие. – Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/e2066558-87d9-4021-8efe-c03e7aebe1de/706ac4d2-9f6e-4d01-9b46-8fc3171a0cc0/A41-58140-2020_20210226_Reshenija_i_ postanovlenija.pdf?is AddStamp=True (дата обращения: 11.11.2021).
Для достоверного определения лица, выразившего волю подписать договор и заключить сделку, применяется электронная подпись в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Заключение сделок на рынке электронной коммерции возможно с использованием простой электронной подписи, то есть электронной подписи, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом [8]. При оформлении заказа на онлайн-платформе происходит регистрация пользователей с указанием таких контактный данных, как, например: мобильный телефон, ФИО и почта с последующим подтверждением успешной регистрации (отправкой кода). В последнее время распространение получила регистрация через социальные сети (иногда необходимо указать какую-либо дополнительную информацию).