Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Самооценка имеет большую значимость в становлении личности человека. Она играет важную роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Самоуважение является одним из самых главных потребностей в самоутверждении, а именно с желанием людей найти свое место в жизни, утвердиться в качестве членов общества, а также в собственном мнении.
Несомненно, немалую роль играет самооценка в жизни ребёнка, а особую важность в жизни ребенка занимает ее развитие и формирование. Она учит его самоанализу, мотивации, помогает выстраивать нормальные отношения с другими людьми. Основными характерными чертами самооценки ребёнка являются – осознание своих положительных и отрицательных качеств, понимания себя как личности и наличие собственного отношения к себе. Низкая самооценка приводит к различным трудностям на пути ребенка, так как именно самоуважение является регулятором его поведения, и оно, непосредственно, тесно связано с его внутренним состоянием и деятельностью.
Не зря множество отечественной и зарубежной психологической литературы посвящено именно младшему школьному возрасту. Известно, что младший школьный возраст – это период развития, а также становления личности ребенка и его личностных особенностей. В этом возрасте особое место занимает учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникает самоконтроль и мышление. Ребенок включается в новую общественно-значимую деятельность, чему присуще расширение круга общения. И поэтому то, что ребенок узнает о себе от социума, влияет на его самооценку.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Понятие самооценки, ее структура, виды, функции. 5
1.2. Роль самооценки в развитии личности и этапы формирования 10
1.3. Становление самооценки 13
1.4. Особенности самооценки младших школьников, роль учителя в ее развитии 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 19
2.1. Описание организации и методических процедур исследования 19
2.2. Полученные результаты, их анализ. 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
1. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с. 6.
7. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: «Академия» - 432с.
8.Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100. 9.
10. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова. - РнД: Феникс, 2015. - 109 c.
11. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2016. - 575 c.
12. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 396 c.
13. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: МПСИ, 2011. - 384 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов / В.С. Мухина. - М: Академия, 2011. - 456 с.
16. Слободчиков В.И. Формирование Я - концепции//Начальная школа. - 2012. - №3. - С.23
17. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М: Наука, 2010. - 144 с.
18. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
19. Бурамбаева, Д. А. формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности / Д. А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – №1. – С.14-22.
20. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – №1. – С.73-76.
21. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С.5-14. –
22. Маклаков А.Г. М15 Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
23.Соловьева О. В., Шматова Е. П. Генезис морального самосознания в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2012 – N 4 - URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения 02.11.2021).
24.Савинова, Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е. Ю. Савинова // Педагогическое мастерство : материалы междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 178-180.
25. Шаяхметова, В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков / В. К. Шаяхметова // Концепт. – 2015. – №3. – С.1-7.
26. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология // Т.В. Корнилова. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 640 с.
27. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика /П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.
28. Петровский, А.В. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко: под редакцией А.В. Петровского.- М.: Просвещение,2010. - 464 с.
29. Уманец, Л.И. От самооценки в игре – к познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. - С. 20 – 21.
Самоуважение определяет развитие таких качеств личности, как уверенность или неуверенность в себе. Человек становится личностью в результате общения и совместной деятельности с группой. Под влиянием оценки окружающих у человека постепенно вырабатывается отношение к себе и оценка своей личности, а также отдельные формы проявления своей деятельности: общение, поведение, активность, опыт. Личность ориентируется, прежде всего, на референтную группу. В процессе социального взаимодействия человек постоянно сравнивает себя с каким-либо стандартом или эталоном. В период активного формирования личности сверстники и педагог выступают в качестве референтной группы. Поэтому педагогическая оценка становится одним из самых важнейших мотивов направления и мотивации деятельности обучающихся.