Значение бактерий в природе и для человека
Введение
Актуальность работы. На сегодняшний день в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 поколения при передаче ЗУН (знания, умения, навыки) от учителя к учащимся наиболее приоритетной целью школьного образования становится развитие способности у ученика самостоятельно ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их осуществления, умения контроля и оценки своих достижений, другими словами – у учащихся формируется умение учиться. Учащийся сам должен выстраивать свой образовательный процесс, а не возлагать его на кого-либо. Это прекрасно можно продемонстрировать на примере обобщения и систематизация знаний учащихся о бактериях, их значение в природе и жизни человека [1-5], Степень разработанности. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития. Концепция развития универсальных учебных действий при обучении биологии разработана на основе системно-деятельностного подхода авторов: А. Де-Бари, Р. Фрибе, П. Фальковски, Е.С. Рябовой, Е.Н. Терютиной, Т.И. Андреевой, И.С. Валиулиной и др. Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию с помощью сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, толерантность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых ЗУН, включая организацию этого процесса и умение быстро овладевать и использовать полученные знания в работе [1].
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Система формирования логических УУД на уроках биологии 6
1.2 Содержание учебно-воспитательного процесса 6
1.2 УУД при изучении бактерий 7
Глава 2. Значение бактерий в природе и для человека 10
2.1 Урок биологии «знакомство с царством бактерий» 10
2.2 Дневник путешественника «Царство бактерий» 18
2.2 Технологическая карта внеклассного урока в 7 классе 21
Заключение 24
Список литературы 25
Список литературы
1. Де-Бари А. Лекции о бактериях. – М.: Нобель Пресс, 2012. – 167 с.
2. Фрибе Р., Харизиус Г. Союз на всю жизнь. Почему бактерии наши друзья. Серия: Умный пациент. / Пер. Бочкарева К. Е., Политикова А. В.– М.: Эксмо, 2019. – 336 с.
3. Фальковски П. Двигатели жизни. Как бактерии сделали наш мир обитаемым. Серия: Pop Science. – СПб.: Питер, 2016. – 272 с.
4. Рябова Е.С. Урок биологии "знакомство с царством бактерий" - 6 класс // Образование в Кировской области. 2015. № 2 (34). С. 46-52.
5. Терютина Е.Н. Реализация ФГОС на уроках биологии по теме "бактерии" // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т25. С. 266-268.
6. Андреева Т.И. Обобщающий урок-игра "Бактерии. Грибы". В сборнике: Инженерная аксиология. Опыт интеграции инженерного и экологического образования. В помощь работникам образовательных организаций по материалам Всероссийской научно-практическая конференции. Под редакцией А.Г. Козловой, Л.В. Крайновой, В.Г. Денисовой. 2018. С. 191-201.
7. Валиулина И.С., Арбузова Е.Н. Использование технологии проектов на уроках биологии при изучении раздела "бактерии, грибы, растения". В сборнике: Актуальные проблемы естествознания и естественнонаучного образования. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Составители: Л. Н. Орлова, Н. С. Гольцова; научные редакторы: Н. С. Гольцова (педагогические науки), Т. А. Корчагина, Ю. В. Москалец (биологические науки). 2016. С. 39-43.
8. Одинец А.Е. Значение и место изучения маслянокислых бактерий в школьном курсе биологии. В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Под редакцией А.С. Хомченко. Институт естественных и социально-экономических наук. 2018. С. 88-89.
9. Борис С.И. Урок "воздушное питание растений" // Биология в школе. 2012. № 5. С. 46-53.
10. Серовайская Д.Е. Инновационный подход к преподаванию биологии // Биология в школе. 2012. № 7. С. 41-49.
11. Кокенко О.Н. Организация группового проекта в рамках ФГОС // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2017. № 2. С. 87-92.
12. Воропаева О.Л. Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2013. № 9. С. 30-34.
13. Шаронова Е.Г., Федорова Е.В. Система формирования логических УУД на уроках биологии. В сборнике: Природные и социальные экосистемы Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2019. С. 191-196.
14. Шаповалова О.Н. Метапредметный подход в преподавании биологии. В сборнике: Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием "Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления" Под ред. И.В. Абакумовой, М.Ю. Елагиной, И.В. Чумак. 2018. С. 206-217.
15. Надирова А.Т., Сулейменова А.Е. Применение метода критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии // Евразийский союз ученых. 2018. № 3-5 (48). С. 42-46.
16. Козлова Т.Н. Проект урока биологии в 6 классе "царства живых организмов". В сборнике: Система методических ресурсов процесса развития методологической культуры учащихся Сборник научных и научно-методических статей. 2019. С. 210-215.
17. Незговорова Н.Ю. Групповая форма обучения в закреплении учебного материала на уроках биологии. В сборнике: психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. 2015. С. 142-145.
18. Полтавский Е.А. Биоиндиационные методики, применяемые в обучении в школьных курсах географии, биологии и экологии. В сборнике: Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 353-357.
19. Хайбулина К.В. Организация познавательной деятельности в процессе обучения биологии при реализации ФГОС ООО. В сборнике: Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения. Материалы III международной научно-практической конференции, посвящённой 230-летию отечественной методики обучения биологии и 75-летию со дня рождения методиста-биолога Е.С. Пекер. отв. ред. А.А. Семенов. 2016. С. 301-307.
20. Хайбулина К.В. Проблемы преподавания биологических дисциплин в общеобразовательной школе. В сборнике: Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы II Всероссийской научно-практической онлайн конференции с международным участием . 2014. С. 150-154.
21. Горбенко Н.В. Межпредметный урок по теме "круговорот азота в биосфере". В сборнике: Инженерная аксиология. Опыт интеграции инженерного и экологического образования. В помощь работникам образовательных организаций по материалам Всероссийской научно-практическая конференции. Под редакцией А.Г. Козловой, Л.В. Крайновой, В.Г. Денисовой. 2018. С. 134-139.
22. Породенко А.С. Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках биологии // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 447-450.
23. Яковлева А.В., Вахрушева А.В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся при обучении биологии // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 287-290.
24. Мавлюдова Л.И. Применение технологии критического мышления на уроках биологии. В сборнике: Материалы межвузовского ежегодного конкурса среди студентов и молодых ученых по медико-биологическим и естественнонаучным дисциплинам ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». 2016. С. 109-112.
25. Борзова З.В., Фейзиев Ф.М. Биологическое оружие, что оно несёт // Биология в школе. 2020. № 1. С. 39-47.
Я – бактериальная клетка, окружена плотной оболочкой – клеточной стенкой, благодаря которой сохраняю постоянную форму, через неё питательные вещества поступают в мою клетку. Поверх клеточной стенки вырабатывается защитный слой слизи – капсула. Внутри меня находится цитоплазма, она неподвижна, в ней располагается ядерное вещество, состоящее из нуклеиновой кислоты – ДНК, оформленного ядра у меня нет, поэтому бактерии относят к прокариотам (безъядерным организмам). А на поверхности имеется жгутик и тонкие ворсинки, служащие для передвижения. Я – растительная клетка, окружена плотной оболочкой – клеточной стенкой, благодаря которой в клетку поступают питательные вещества. Под ней находится густая, подвижная цитоплазма, вакуоли с клеточным соком и все мембранные органоиды, а также оформленное ядро, в котором находятся хромосомы.