Криминологическая характеристика и профилактика коррупции
Введение
Сегодня Россия приобрела стойки имидж клептократического и глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за рубежом. Существует своеобразный рейтинг коррумпированности власти, в котором Россия занимает весьма незавидное положение в десятке самых неблагополучных стран мира в компании с Венесуэлой, Камеруном, Индией, Индонезией и некоторыми другими странами, с которыми добропорядочным политикам и деловым партнерам рекомендовано без необходимости не иметь дел.
Однако в нашей стране в области противодействия коррупции предпринимаются активные шаги в плане формирования организационной и правовой основы для такой деятельности. Так 31 июля 2008 года был принят Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации Д. Медведевым. Серьезный антикриминогенный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах и плане мероприятий по ее проведению
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции.……………………5
1.1 Понятие коррупции и коррупционной преступности. ……………………5
1.2 Причины коррупции в современной России. ………………...…………..11
Вывод к первой главе……………………………………………………………15
Глава 2. Предупреждение коррупции и коррупционной преступности..........17
2.1 Характеристика личности преступника, совершающего коррупционное преступление……..................................................................................................17
2.2 Общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения коррупционной преступности …………………………….................................19
Вывод ко второй главе…………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемых источников и литературы……………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021). С. 176.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации". С. 48.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 13 и 15 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 30.12.1999 N 226-ФЗ
Научная, учебно-методическая литература, периодические издания
Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Портреты преступников.
Криминолого-псиохологический анализ. М., 2014. С. 92.
Комлев П. Г. Словарь иностранных слов. М., 2006. С. 134.
Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. С. 29.
Гончаренко Г. С. Анализ криминологической сущности коррупционного поведения в обществе // Криминалистика в системе уголовно-правовых наук: актуальные направления развития теории и практики: Материалы второго Всероссийского «круглого стола».15—16 мая 2009 г. Ростов н/Д, 2009. С. 54—60.
Там же. С. 87.
Антонян Ю.М. Эминов В.Е. Портреты преступников. Криминолого-псиохологический анализ. М., 2014. С. 88, 208.
Ведерников Н. Г. Личность преступника в криминалистике и криминологии // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384 С. 149.
Тулегенов В. В. Коррупция и криминальный профессионализм // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / под ред. А. И. Долговой. М. :Российская криминологическая ассоциация, 2015. С. 105-106.
Материалы юридической практики
Постановление Рудничного районного суда г.
Одним из существенных условий, способствующих совершению должностных и коррупционных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц