Психологические особенности формирования мышления у дошкольников

Скачать курсовую работу, цель исследования: обобщить и частично апробировать возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.07.2023
Объем файла
106 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.
Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний.
Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития мышления. Развитое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.
Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактно-логическим мышлением сложно будет усвоить новые знания.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Характеристика мышления детей старшего дошкольного возраста 6

1.2 Дидактическая игра как педагогическое условие развития мышления детей старшего дошкольного возраста 10

1.3 Развивающая среда как педагогическое условие развития мышления детей старшего дошкольного возраста 15

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  21

2.1 Задачи, содержание, результаты констатирующего этапа эксперимента  21

2.2 Проект "Развитие мышление детей старшего дошкольного возраста"  36

2.3 Содержание и результаты поискового этапа эксперимента  45

2.4 Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 2006. - 177 с.

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артомонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

3. Баданова, А.В. Развитие логического мышления старших дошкольников с использованием современных компьютерных технологий //Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 51-52.

4. Барковская, И.А. Развитие логического мышления старших дошкольников //Современное социально-гуманитарное знание в россии и за рубежом. Материалы второй заочной международной научно-практической конференции. Пермский государственный национальный исследовательский университет, ООО «Учебный центр "Информатика"». 2013. С. 163-165.

5. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология) //Дошкольное воспитание. 2018. № 2. С. 27-39.

6. Биктимирова, Л.А., Фахрутдинова, Р.А. Развитие образного мышления старших дошкольников средствами театрализованной деятельности //Вестник науки и образования. 2021. № 9-2 (112). С. 35-37.

7. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов. - М.: МПСИ, " Флинта", 2003.

8. Бурлакова, И.А. Развитие логического мышления у дошкольников //Современное дошкольное образование. 2008. № 2. С. 33-37.

9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валон. - М., 2007. - 303 с.

10. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.

11. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М.: "Просвещение", 2004. - 190 с.

12. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 111-113; С. 118-120.

13. Глозман, Ж.М. Развиваем мышление. Игры, упражнения, советы специалиста [Электронный ресурс]/ Глозман Ж.М., Курдюкова С.В., Сунцова А.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 78 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11270.html.— ЭБС «IPRbooks»

14. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н.Т. Гринявичене. - М., 2006. - 311 с.

15. Гужникова, Т.П., Берман, Л.М. Развитие диалектического мышления дошкольников при помощи сказок //Векторы образования: от традиций к инновациям. материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2018. С. 105-107.

16. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. - М., 2003.

17. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление. Специфика и проблемы развития [Электронный ресурс]/ Завалишина Д.Н.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт психологии РАН, 2005.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15574.html.— ЭБС «IPRbooks»

18. Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством диалектических наглядных схем на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. - 2003. - № 3. - С.174-181.

19. Зоголь, С.Г., Калинина, Н.С. Развитие художественно-образного мышления старших дошкольников на занятиях изобразительным искусством// Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 319-322.

20. Иванова, Т.В. Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством плоскостного конструирования //Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 5 (42). С. 11-12.

21. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум / О.Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317 с.

22. Коноваленко, С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. / С.В. Коноваленко. - М.: " Гном и Д", 2003.

23. Кузнецова,  Е.М. Развитие мышления дошкольников с помощью методов ТРИЗ и РТВ //Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 1 (4). С. 91-93.

24. Купаева, М., Еремина, Т. Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием друдлов //Дошкольное воспитание. 2019. № 9. С. 62-72.

25. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2006. - №1.

26. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7.

27. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с.

28. Малонга, Ж. Современные дошкольные учреждения Франции: Организация и содержание работы / Ж. Малонга // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 1.

29. Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.

30. Михайленко, Н.Я., Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2007. - №4.

31. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 2005. - 420 с.

32. Непочатая, С.Н., Морозова, И.С. Развитие логического мышления старших дошкольников средствами игровых технологий //Научный Лидер. 2021. № 40 (42). С. 109-110.

33. Новак, О.В. Развитие логического мышления у дошкольников //Образование и воспитание. 2019. № 5 (25). С. 15-18.

34. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

35. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Степкиной. - М.: Педагогика, 2006.

36. Педько, Н.Д., Севостьянова М.Л. Развитие активности мышления у дошкольников //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 43. С. 125-126.

37. Пименова, Ю.Н., Пименова, С.В., Илюшина, Е.В. Развитие мышления дошкольников посредством дидактических игр //Вестник научных конференций. 2015. № 1-3. С. 104-106.

38. Пряхина, Е.М. Развитие художественно-образного мышления старших дошкольников на занятиях пейзажной живописью //Студенческая наука XXI века. 2016. № 1-1 (8). С. 120-122.

39. Родионова, Е.Б. Развитие творческого мышления дошкольников посредством изодеятельности //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-2. С. 172-175.

40. Сахарчук, Н.Ю., Непочатая, С.Н. Развитие мышления старших дошкольников средствами игровой терапии //Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2020. С. 156-159.

41. Тимощенко, О.А. Развитие мышления у дошкольников //Психологическая студия. сборник статей студентов, молодых исследователей кафедры психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Под редакцией С.Л. Богомаза, В.П. Волчок. Витебск, 2012. С. 160-162.

42. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: "Академия", 2002.

43. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. : А.В. Запорожец. - М., 2006. - 342 с.

44. Утякаева, Г.Г., Якупова А.И., Мельниченко Я.И. Развитие операций мышления старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации //Научный форум: педагогика и психология. сборник статей по материалам XXXV международной научно-практической конференции. 2020. С. 5-9.

45. Фарафонова, Н.Н. Развитие критического мышления у дошкольников //Педагогическая наука и практика. 2019. № 4 (26). С. 114-117.

46. Филичева, Т.Б. Развиваем речь и мышление дошкольника [Электронный ресурс]: программно-методические указания и вариативные конспекты занятий/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 229 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90126.html.— ЭБС «IPRbooks»

47. Шиян, О.А. Развитие творческого мышления у дошкольников //Современное дошкольное образование. 2008. № 4. С. 25-32. 3

48. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 2006. - 204 с.

Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка. Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков. К тому же у рисунка много положительных сторон: процесс рисования оказывает растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, прост в применении.