Взаимосвязь проявлений психосоматизации и личностных особенностей у студентов-психологов
Введение.
Актуальность. Проблема личностных особенностей студентов и уровня их психосоматизации до сих пор не являлись предметом многостороннего исследования в психологии, хотя необходимость внимательного изучения данной проблемы в целом необходима.
Вопрос состояния здоровья студентов вузов становится все более актуальным для специалистов психологии и различных областей медицины. Последнее время, психическое состояние студентов значительно обострено. Это обусловлено тем, что нынешний темп и напряженность учебы и жизни предъявляют повышенные требования к компенсаторным механизмам психики студентов, нарушение которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам. Многим студентам приходится совмещать учебу и работу, так как затраты на жизнь растут, а материальное состояние населения, наоборот.
Содержание:
Введение
1 Глава. Теоретические аспекты психосоматических заболеваний.
1.1. Социально-психологические предикторы психосоматизации;
1.2. Психосоматические заболевания: сущность и феноменология;
Глава 2. Личностные особенности, способствующие психологическому благополучию студентов
2.1. Личностные ресурсы, как способы совладания со стрессом
2.1.1. Понятие и модель личностных ресурсов.
2.1.2. Специфические личностные ресурсы.
2.2. Личностные ресурсы преодоления стресса.
Список литературы (по главам)
1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер. – М.: Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2002. – 352 с. (Серия «Психология без границ»).
2. Охматовская, А. В. Психологические особенности враждебности у больных с психосоматическим заболеванием (бронхиальная астма): автореф. … дис. канд. психол. наук: 19.00.04 / А. В. Охматовская; МГУ им. M. В. Ломоносова. – М., 2001. – 42 с.
3. Бороздина, Л. В. «Триада риска» у пациентов с дуоденальной язвой / Л. В. Бороздина, Н. Д. Былкина–Михеева // Психологический журнал. – 2002. – № 2. – С. 65–78.
4. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
5. Гринберг, Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
6. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 464 с. 64
7. Гарганеева, Н. П. Седечно-сосудистые заболевания и психосоциальный стресс: взаимосвязь с невротическими и аффективными расстройствами / Н. П. Гарганеева, М. Ф. Белокрылова, Т. А. Смирнова [и др.] // Сб. тезисов науч.-практич. конф., посвященной 50-летию кафедры «Факультетской терапии АГМУ». – Барнаул, 2007. – С. 58–62.
8. Фолков, Б. Эмоциональный стресс и его значение для развития сердечно-сосудистых заболеваний / Б. Фолков // Кардиология. – 2007. – № 10. – С. 4–11
9. Кобалава, Ж. Д. Стресс-индуцированная артериальная гипертония / Ж. Д. Кобалава // Современные проблемы артериальной гипертонии в вопросах и ответах. – М., 2003. – Вып. 1. – С. 25–40.
10. Сидоров, К. Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности / К. Р. Сидоров // Психологический журнал. – 2006. – № 6. – С. 81–89.
11. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. (Серия «Библиотека педагога–практика»).
12. Сидоров, К. Р., Дмитриева А. В. Эффективность целепостроения и личностная тревожность в норме и при ишемической болезни сердца / К. Р. Сидоров, А. В. Дмитриева // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Психология и педагогика. – 2004. – № 11. – С. 81–93.
13. Глейтман, Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг // под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. – СПб.: Речь, 2001. – 1247 с. (Серия «Мэтры мировой психологии»).
14. Бороздина, Л. В. Теоретико–экспериментальное исследование самооценки: место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности: автореф. … дис. докт. психол. наук: 19.00.01 / Л. В. Бороздина; МГУ им. M. В. Ломоносова. – М., 1999. – 45 с.
15. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.]. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.
16. Языкова, Т. А. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция / Т. А. Языкова, В. П. Зайцев // Психологический журнал. – 1990. – № 5. – С. 56–59. 65
17. Ениколопов, С. Н. Враждебность в клинической и криминальной психологии / С. Н. Ениколопов // Национальный психологический журнал. – 2007. – № 1 (2) сентябрь. – С. 32–39.
18. Фурманова, Н. В. Сравнительный анализ адаптивной и дезадаптивной личности в период ранней взрослости // Психологический журнал. – 2006. – № 1. – С. 33–39.
19. Кузнецова, С. О. Психологические особенности враждебности при психической патологии / О. С. Кузнецова // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 89–99.
20. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60–72.
21. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд.-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. – 356 с.
22. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: МГУ, 1980.– С. 252–334.
23. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и корекция / И. А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2007 – 480 с.
24. Холмогорова, А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: автореф. … дис. докт. психол. наук: 19.00.04 / А. Б. Холмогорова; Московский научно-исследовательский институт психиатрии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. – М., 2006. – 45 с.
25. Березин Ф. Б., Безносюк Е. В., Соколова Е. Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Российский медицинский журнал. 1998. – № 2. – С.43–49.
Такие образы и желания необязательно содержат реальное намерение причинить объекту вред. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности. Агрессия не всегда является следствием враждебности. Аналогично, помимо агрессии существует целый ряд других возможных поведенческих коррелятов враждебной картины мира: аутизация, нежелание сотрудничать, безынициативность, неспособность принимать решения и т. п. [20, с. 70]. Таким образом, отечественные исследователи проделали значимую методологическую работу по уточнению границ каждого из понятий (гнева, враждебности, и агрессии), описанию психологических форм каждого из конструктов, установлению феноменологических связей между ними. Разработан методический комплекс, позволяющий фиксировать не только количественные, но и качественные аспекты враждебности.