Правовой статус депутатов представительных органов государственной власти в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на протяжении последних лет значительно обновилось федеральное избирательное законодательство и законодательство ряда смежных с ним отраслей права. Был принят Федеральный закон № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах"), в соответствии с которым все депутаты Государственной Думы избираются исключительно по пропорциональной системе, а также Федеральный закон № 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому установлены единые даты голосования, упраздняется институт избирательных блоков, а также внесены существенные изменения в статус депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и внутрипарламентскую деятельность.
Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Понятие и особенности правового статуса депутата Государственной Думы Российской Федерации 6
1. 1 Общая характеристика правового статуса депутата Государственной Думы 5
1. 2 Условия осуществления депутатом Государственной Думы своих полномочий 9
2 Гарантии деятельности депутата Государственной Думы РФ 12
2. 1 Понятии и общие гарантии статуса депутата Государственной Думы 12
2. 2 Социальные гарантии статуса депутата Государственной Думы
2.3 Неприкосновенность депутата Государственной Думы
Заключение 25
Список использованных источников 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государст¬венной Думы Федерального Собрания РФ“ от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ (с изменениями от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.).
2. Федеральный закон „О выборах депутатов Государственной Думы Федераль¬ного Собрания РФ“ (с изменениями от 23 июня 2003 г.) от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ.
3. Федеральный закон „О порядке формирования Совета Федерации Федераль¬ного Собрания РФ“ от 5 августа 2000 года N 113-ФЗ.
Научная и учебная литература
4. Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Уфа: РИО БашГУ, 2004.
5. Габричидзе Б.Н. «Конституционное право современной России», Дело и Сервис/2001
6. Козлова Е.И., О.Е. Кутафин, Конституционное право России, учебник, 4-е издание, М.: Проспект, 2006;
7. Чиркин В.Е. Конституционное право: Учебник, Москва 2006.
8. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2010. - 608 с.
9. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - М.: Норма, 2011. - 928 с.
10. Лазарев, В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / В.В. Лазарев. - М.: Юрайт, 2010. - 756 с.
11. Орехова, Р.Г. Конституционное право России / Р.Г. Орехова. - М.: Норма, 2008. - 612 с.
12. Смоленский, М.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) 2-е изд. / М.Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2012. - 312 с.
13. Рогачев, А.А. Муниципальное право России / А.А. Рогачев. - М.: Проспект, 2008. - 490 с.
Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем различную административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности.
После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий.