Парламентская и президентская формы правления. Особенности и сравнительная характеристика

Скачать курсовую работу на тему "Парламентская и президентская формы правления. Особенности и сравнительная характеристика"
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
29.04.2023
Объем файла
80 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Формы правления является одним из важнейших элементов государственного строя. Определив форму правления государство выстраивает свою политическую власть на пределах государства, которая в последующем определяет социальную и экономическую системы государства. 
Исторически формы правления прошли путь правовой эволюции. До начала 19 века на территории Европы преимущественной формой правления была монархия. Монархия определяла руководство государства и подчинение всех элементов государства и социума одному лицу. Однако, со временем данная форма правления признавалась не эффективной и образовалась форма правления – республика. Не все страны Европы перешли к данной форме правления, так как видоизменили и ограничили своих монархов Парламентом и Конституцией Республика подразумевала наличие в государстве коллегиальных органов государственной власти, вместо одно лица управляющего страной [9, с. 17]
На данном этапе развития мы выделяем два основных вида республики – президентская и парламентская.
Перечисленные виды формы правления являются элементами нового демократического государства, где граждане осуществляют свою власть путем прямой и косвенной демократии Избрание органов государственной власти, в том числе органов публичной власти – Президент и Парламент [12, с. 48]. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ

2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗИДЕНСТСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

3 ОСОБЕННОСТИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

4 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ 

И ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Специальная литература

2. Агаев, М.Б. Президентская власть в системе государственной власти М: Луч, 1994 23 с.

3. Алебастрова, И. А .Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие М., 2001 С. 429

4. Андриевич, В.В. Принцип разделения властей» не отрицает «единства властей», но отрицает единовластие». К вопросу о взаимоотношении властей, роли и месте института президентства в системе государственной власти // Гуманитар-эконом вестн. 1999 №2 С. 67 – 74

5. Баталов, Э.А .Парламент и Президент в конституциях зарубежных стран // Рос. Федерация 1994 №5 С. 58–61

6. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь Конституционно-правовой статус / Сер.­Юрид.. справочник» Прилож К журн. ­Право и экономика» Мн, 1998 232 с.

7. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб. / Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.; Под общ. Ред. Проф. В. А. Кучинского М., 2004 С. 88

8. Кривицкий, Л. Эволюция президентского режима в Республике Беларусь // Финансы (Беларусь) 1996 №9 С. 4– 5

9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб: В. 4 т. / Отв. Ред.Б.А. Страшун Т 1–2 Общая часть М., 1996 С. 306

10. Кувалдин, В.Б. Президентская и парламентская республика как формы демократического транзита (Российский и украинский опыт в мировом контексте) // Полис 1998 №5 С. 134–138

11. Паречина, С.Г. Динамика роли президента в политической системе общества // Обществоведение в системе соврем высш. образования: новые концепции, подходы в теории, методологии и методике преподавания: Тез. Докл. респ науч. конф .Минск, 23 апреля 1999 г. / Бел гос. Пед. ун-т им. М.Танка В 2 ч Мн., 1992 Ч. 2 С. 46–47

12. Писаренко, К.А. Об эволюции форм правления европейских государств в новое и новейшее время (конец 20 вв.) М., 1998 С. 48

13. Реут, В.И. Взаимоотношения Президента и парламента Республики Беларусь в законодательном процессе // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь 1999 №1, С. 65–70

14. Сапронова, М.А. Государственный строй и конституции арабских республик М., 2003 С. 9

15. Сравнительное конституционное право: Учеб пособие / Отв. Ред. В. Е. Чиркин М., 2002

16. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. 3-е изд. С. 157

17. Чиркин, В.Е. Государственная власть в развивающихся странах М: Наука, 1990. 238 с.

18. Чиркин, В. Е. Государствоведение: Учеб М, 1999 С. 147; Правовые системы мира: Энциклопедический справочник / Отв. Ред. А.Я. Сухарев М, 2000 С. 414; 

19. Сапронова,  М.А. Арабский Восток: власть и конституции М, 2001 С. 103;

20. Якушев, А.Я. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций М., 2000 С. 24

Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной. Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией. Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу - председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей наибольше всех голосов. Следствие такой практики - утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т е парламент передает свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет. Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.