Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности общин коренных малочисленных народов РФ
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что общины коренных малочислен-ных народов РФ находятся под угрозой исчезновения. Как правило, они проживают в экстремальных климатических условиях, негативно сказывающихся на жизнь и здоровье этих народов. Трудовая деятельность представителей малых народов в традиционных для них отраслях хозяйствования серьезно затруднена в силу возможной удаленности проживания либо в силу того, что природные ресурсы, являющиеся для них источником выживания, сокращаются из-за хозяйственной деятельности на этих территориях промышленных и иных предприятий.
Общины коренных малочисленных народов РФ, как и иные некоммерческие кор-поративные организации, создаются в целях, направленных на достижение общественных благ – защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов РФ.
Община коренных малочисленных народов может заниматься предприниматель-ской деятельностью, если таковая соответствует целям, для достижения которых создана община. При этом традиционное природопользование выступает материальной основой сохранения коренными малочисленными народами традиционного образа жизни, а осо-бый статус предоставляет этим народам ряд государственных гарантий, и среди них такие немаловажные как защита коллективных прав на природные ресурсы, традиционный об-раз жизни, культуру и среду обитания. Предпринимательская деятельность общин являет-ся самостоятельной, рисковой и направленной на получение прибыли. Ее реализация поз-воляет использовать различные дополнительные гарантии и меры поддержки, которые оказывает государство социальному и некоммерческому сектору, однако существенно от-личается от традиционного представления о предпринимательской деятельности, по-скольку в основном связана с традиционными занятиями коренных малочисленных наро-дов (охота, оленеводство, рыбная ловля и др.).
Содержание
Введение 3
1 Общая характеристика общин коренных малочисленных народов РФ 5
1.1 Понятие общин коренных малочисленных народов РФ 5
1.2 Виды традиционной хозяйственной деятельности общин коренных
малочисленных народов РФ 6
1.3 Основные механизмы государственной поддержки общин коренных
малочисленных народов РФ 8
2 Правовая регламентация деятельности общин коренных малочисленных
народов РФ 13
2.1 Особенности создания общин коренных малочисленных народов РФ 13
2.2 Правовое регулирование реорганизации и прекращения деятельности общин
коренных малочисленных народов РФ 18
Заключение 20
Список использованных источников 22
Список использованных источников
1 Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (посл. ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 30.05.2022).
2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменением, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.06.2022).
3 Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 N 978-р (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной дея-тельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС « Консультант-Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382421/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 01.06.2022).
4 Виноградова С.Н. О некоторых особенностях устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера [Электронный ресурс] // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2013. – Т. 6, № 37. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschina-korennyh-malochislennyh-narodov-i-traditsionnoe-prirodopolzovanie/viewer (дата обращения: 02.06.2022).
5 Кудряшова Е.В. Экономические и социальные перемены: практ. пособие / Л.А. Зарубина, И.А. Сивоброва. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 200с.
6 Слепцов А.Н. Малочисленные народы Арктики: перспективы устойчивого развития – Текст: электронный / А.Н. Слепцов – Москва: Евразийский юридический журнал: [сайт]. – 2020. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arktika-perspektivy-ustoychivogo-razvitiya (дата посещения: 05.06.2022).
7 Сойфер Т.В. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации как форма некоммерческой корпорации – Текст: электронный / Т.В. Сойфлер – Москва: Журнал предпринимательского и корпоративного права: [сайт]. – 2016. - № 6. – URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/89287-obshhina-korennykh-malochislennykh-narodov-rossijskoj-federacii-forma (дата посещения 10.06.2022).
8 Писарев Г.А. Гарантии прав коренных малочисленных народов РФ и проблема защиты природных ресурсов. – Текст: электронный / Г.А. Писарев // Теория и практика общественного развития: [сайт] – 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garantii-prav-korennyh-malochislennyh-narodov-rf-i-problema-zaschity-prirodnyh-resursov (дата обращения 10.06.2022).
9 Рагулина М.В. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Сибири: тенденции и парадоксы развития. – Текст: электронный / М.В. // Изве-стия Иркутского государственного университета. – Серия «Науки о земле»: [сайт] – 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnoe-prirodopolzovanie-korennyh-malochislennyh-narodov-sibiri-tendentsii-i-paradoksy-razvitiya (дата посещения 12.06.2022).
10 Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата посещения: 13.06.2022).
11 Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Рос-сийской Федерации" от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (дата посещения 16.06.2022).
12 Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных мало-численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тант-Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27908/ (дата посе-щения 16.06.2022).
13 Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Мур-манского областного суда от 25 марта 2015 года по делу № 33-827. // Судебные и норма-тивные акты РФ: [сайт]. – URL: https://sudact.ru/vsrf/?form-reset=1 (дата посещения: 18.06.2022).
Любая община, как и другая организация, осуществляющая своё функционирова-ние на основании законодательства Российской Федерации, обладает имуществом. При-менительно к общинам, формируемым коренными и малочисленными народами, имеется несколько источников формирования имущества. Во-первых, это такое имущество, что передаётся во владение общины её участниками. Во-вторых, это финансовые средства, которые приобретаются общиной благодаря ведению какой-либо деятельности. В-третьих, это пожертвования, вносимые в общинный бюджет кем-либо. В-четвёртых, это прочее имущество, оказавшееся в общинной собственности по иным причинам, предусмотренным на уровне действующего законодательства. Соответственно, общинное имущество создаётся благодаря поступлению в бюджет общины финансовых средств. Также оно может создаваться и за счёт передачи во владе-ние общины какого-либо объекта собственности (например, такого, который раньше был во владении участника общины). Община принимает от участников, а также от тех лиц, которые не являются её участниками, финансовые и иные материальные поступления. Если поступления обеспе-чиваются участниками общины, то можно вести речь о наличии добровольного взноса. Если же материальное поступление обеспечено таким лицом, у которого не имеется ста-туса участника общины, то возникает уже пожертвование.