Волевые качества личности и их развитие
Введение
Актуальность проблемы исследования воли определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.
Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности воли и волевой регуляции 6
1.1 Психофизиологические основы волевых качеств. 9
1.2 Классификация волевых качеств 12
Глава 2 Волевые качества личности и их формирование 15
2.1 Самовоспитание воли 18
2.2 Пути совершенствования воли 20
Заключение. 27
Библиографический список 29
Библиографический список
1. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. М. : Сов.энцикл., 2019. с. 90-91.
2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. М: МГУ, 2019. с- 22
3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. 2018. №1. с. 32-35.
4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. М., 2015.
5. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. М., 2016. с. 225
6. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Рязань, 2019. с.9
7. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. М., 2015. с.42
8. Джемс У. Психология. М., 2018. с.98.
9. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 2014. с.47
10. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. Рязань, 2018. 199 с. 7-9.
11. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. Рязань, 2015. с. 19-23.
12. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2016. с.114-254.
13. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. Тбилиси, 2019. с. 36
14. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал. 2015. №2
15. Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта (на примере наркозависимости). Киев, 2019. с.16
16. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М., 2019. с. 17
17. Немов Р.С. Психология. Кн.1. М., 2015. с.57
18. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. Весник СпбУ. 2019. №3
19. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 2016. с.35
20. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности. М., 2019. с. 15
21. Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. М., 2019. с. 62
22. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. Рязань, 2015. с. 16-19.
23. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 2019. с. 23
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СП., 2019. с.34-78
25. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. М., 2015. с. 26
26. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. Рязань, 2016. с.13
27. Селиванов В.И. Избранные психологические труды. Рязань, 2016. с.194
28. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 2019. 138 с. 3-23.
29. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. СПб., 2019. с. 32
30. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс. М., 2019. с.38
Все-таки, одних этих методов неоспоримо мало для того, чтобы человек смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реальную жизнь. Нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер. Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс формирования воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность. Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия. Параллельно с этим необходимо правильно относиться к ошибкам и неудачам, не следует себя корить, унижать свое достоинство, вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят самооценку и не принесут пользы. Следует понять причину неудачи, наметить план дальнейших действий. При формировании воли стремление к успеху является более действенным мотивом, нежели избегание неудач.