Обучение учащихся межкультурному диалогическому общению на основе социокультурного подхода
ВВЕДЕНИЕ
В контексте глобализации и возрастающей поликультурности современного общества особую важность в Республике Беларусь приобретает ориентация языкового образования на воспитание личности, способной вести межкультурный диалог с представителями других языков и культур, в основе которого лежат установки на взаимопонимание и уважение, и который представляет собой открытый обмен мнениями между индивидами и группами с различной социокультурной, этнической и языковой принадлежностью. Иностранный язык выступает не только как инструмент межличностного и межкультурного взаимодействия, познания иноязычного социума, но и как средство развития аксиологических установок личности посредством обогащения ее универсальными и национально-специфическими ценностями со-изучаемых культурных сообществ.
Как утверждается в научно-исследовательской литературе, подтверждается нашим собственным опытом обучения английскому языку в процессе диалогического общения на иностранном языке нарушение
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ НА ОСНОВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Межкультурное диалогическое общение на иностранном языке...8
Стороны межкультурного диалогического общения на иностранном языке …………………………………...……………14
Моделирование процесса межкультурного диалогического общения на иностранном языке22
1.4Содержание обучения учащихся III ступени общего среднего образования межкультурному диалогическому общению на английском языке31
1.4.1Речеповеденческие стратегии и тактики англоязычной (британской) культуры в процессе межкультурного диалогического общения……………………………….....……….37
1.4.2Социокультурный минимум реализации речеповеденческих стратегий и тактик межкультурного диалогического общения на английском языке (британский вариант)………………………………….......……………………...45
1.5 Выводы59
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ НА ОСНОВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
2.1Методические принципы социокультурного подхода к обучению межкультурному диалогическому общению62
2.2Комплекс коммуникативных культуроведчески ориентированных упражнений для обучения межкультурному диалогическому общению на английском языке74
2.2.1Познавательно-поисковые упражнения77
2.2.2Интерактивно-аксиологические упражнения86
2.2.3Культуроведчески-речевые упражнения97
2.3 Выводы107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ111
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ114
ПРИЛОЖЕНИE132
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: дасьледзіны беларускага сьветагляду / І. Абдзіраловіч. – Мінск : Навука і тэхніка, 1993. – 44 с.
Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – 446 с.
Алешко, Н. М. Формирование иноязычной коммуникативной культуры студентов младших курсов : языковой вуз, английский язык : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. М. Алешко ; Минcкий гос. лингв. ун-т. – Минск, 2013. – 23 с.
Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. –
5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект пресс, 2003. – 363 с.
Аниськович, Н. Р. Обучение учащихся средней школы иноязычному речевому взаимодействию: английский язык : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. Р. Аниськович ; Минский гос. лингв. ун-т. – Минск, 2003. – 20 с.
Астафурова, Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: лингвистический и дидактический аспекты : дисс. … доктора. пед. наук : 13.00.02 / Т. Н. Астафурова. – М., 1997. – 324 л.
Базина, Н. В. Социокультурные аспекты формирования аудиовизуальных умений в условиях изучения немецкого языка как второго иностранного (специализированный вуз, направление подготовки 42.03.02) : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. В. Базина. – М., 2015. – 22 с.
Баклашкина, М. В. Культуроведческие аспекты обучения студентов 1–2 курсов нормам межличностного общения в иноязычной учебной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / М. В. Баклашкина ; Кур. гос. ун-т. – М., 2003. – 22 с.
Барышников, Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н. В. Барышников // Иностр. яз.
в шк. – 2002. – № 2. – С. 28–32.
Батищев, Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения / Г. С. Батищев // Вопр. философии. – 1995. –
№ 3. – С. 103–129.
Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества : сб. избр. тр. / М. М. Бахтин. – М., 1979. – С. 361–373.
Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества : сб. избр. тр. / М. М. Бахтин. – М., 1979. –
С. 237–280.
Баукина, С. А. Языковая реализация коммуникативного намерения
в деловом общении (на примере немецкого языка) / С. А. Баукина Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6–2 (72).
С. 72–74.
Белозерова, А. А. Межкультурное образование в Германии /
А. А. Белозерова, Л. И. Корнеева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. –
2016. – Т. 22, № 3 (153). – С. 161–170.
Бердичевский, А. Л. Технология межкультурного образования средствами иностранного языка на современном этапе [Электронный ресурс] / А. Л. Бердичевский. – Режим доступа: http://lib.znate.ru/ docs/index-241047.html. – Дата доступа: 20.09.2014.
Библер, В. С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. – М. : Изд-во полит. лит., 199– 237 с.
Библер, В. С. Целостная концепция школы диалога культур: теоретические основы программы / B. C. Библер // Психол. наука
и образование. – 1996. – № 4. – С. 66–75.
Божик, С. Л. Эволюция понятия и роли диалогической речи в процессе обучения иностранным языкам / С.Л. Божик // Вестник С-п университета – Сер. 9. Вып.1 ; С-п., 2013. – С. 55–60.
Брадецкая, И. Г. Обучение старшеклассников профильно ориентированных классов этикетному речевому поведению в ситуациях делового общения : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / И. Г. Брадецкая. – М., 2007. – 252 л.
Будько, А. Ф. Белорусская педагогическая энциклопедия. Содержание обучения иностранным языкам / А. Ф. Будько // Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – Минск, 2015. – Т. 2 / науч. ред.: С. П. Самуэль, З. И. Малейко. – Т. 2. – С. 321.
Вайсбурд, М. Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / М. Л. Вайсбурд, С. А. Блохина // Иностр. яз. в шк. – 1997. – № – С. 19–24 ; № 2. – С. 33–38.
Ван. Дейк, Т. А. Стратегии понимания связного текста / Т. А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике : сб. ст. – М., 1988. – Вып. 23 : Когнитивные аспекты языка. – С. 153–211.
Вартанов, А. В. Обучение межкультурной коммуникации в монокультурной среде / А. В. Вартанов. – Пятигорск : Пятиг. гос. лингвист. ун-т, 2009. – 127 с.
Веников, В. А. Теория подобия и моделирования: применительно
к задачам электроэнергетики : учебник / В. А. Веников, Г. В. Веников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 1984. – 438 с.
Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М. : Рус. яз., 1980. – 320 с.
Воробьев, В. В. Лингвокультурология : (теория и методы) / В. В. Воробьев. – М. : изд-во росс. ун-та Дружбы Народов, 1997 . – 331 с.
Гальперин, П. Я. К учению об интериоризации / П. Я. Гальперин // Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. – М. : Книжный дом «Университет», 1999. – С. 239–252.
Использование речеповеденческих стратегий и их тактик в практике обучения межкультурному диалогическому иноязычному общению требует овладения соответствующими речевыми образцами, иллюстрирующими вышеуказанные стратегии маневрирования и реагирования в зависимости от конкретных целей высказывания. Ранжирование отобранных речевых образцов на основе восьми речеповеденческих тактик с учетом реализации речевой функции представляет собой разработанный нами социокультурный минимум, необходимый для успешного межкультурного диалогического общения на английском языке.
Соответственно, содержание обучения учащихся III ступени общего среднего образования межкультурному