Исследование профессионально важных качеств работников МЧС России
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность и качество реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации (далее – ЧС) определяется не только нормативно-правовыми регламентами и документами, высокой материально-технической базой, но также в основе, прежде всего, находится наличие профессионально важных возможностей работников МЧС России.
Организационную основу системы антикризисного управления, обеспечивающую адекватное реагирование на существующие и новые угрозы чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, составляют Главные управления (далее - ГУ) МЧС России субъектов Российской Федерации.
ГУ субъектов Российской Федерации представляют собой территориально-распределенный информационно-управляющий комплекс с периферийными элементами, позволяющий полностью управлять силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и гражданской обороны (далее - ГО) как в режиме повседневной деятельности, так и в условиях ЧС.
Каждое ГУ субъектов Российской Федерации имеет свою зону ответственности в субъектах Российской Федерации и осуществляет управление подчиненными силами и средствами при пожарах и ЧС. При этом основной функцией ГУ субъектов Российской Федерации является выработка решений по управлению.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..8
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ВЫБРАННОГО ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ…………………………………….…..10
1.1 Характеристика объекта исследования…………………………………..14
1.2 Методы, принципы, структура системы в учреждении…………………18
1.3 Анализ и оценка показателей деятельности учреждения……………….20
1.4 Анализ укомплектованности, количественного и качественного кадрового состава, структуры и движения сотрудников в учреждении…………………..22
1.5 Профессиональные качества сотрудников выбранного пожарно-спасательного подразделения………………………….…………………………..23
Выводы по главе………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ 4 ПСЧ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ……………….…...25
2.1 Методика повышения морального облика сотрудников учреждения….25
2.2 Методика проверки и оценки кадрового состава учреждения по вопросам готовности к реагированию на пожары и чрезвычайные ситуации…………...30
2.3 Порядок проведения проверки и основные оценочные показатели при оценке кадрового состава учреждения ………………………………..………..33
2.4 Направления по развитию профессиональных качеств…...…………….43
Выводы по главе………………………………………………………………….52
ГЛАВА 3 ВЫВОДЫ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВ В 4 ПСЧ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО ЧУАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ……………………..………...53
3.1 Рекомендации по повышению морального облика сотрудника учреждения………….………………………………………………………………53
3.2 Мероприятия по улучшению морально-психологического климата в учреждении…………………………………………………………………..……..53
3.3 Предложения по повышению моральных и нравственных качеств сотрудников учреждения…………………………………………………………..62
Выводы по главе………………………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
6. Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Приказ МЧС России от 27 марта 2020 г. № 217 «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
8. Приказ МЧС России от 15.05.2020 г. №334 «Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время».
9. Приказ МЧС России от 12 мая 2020 №305 «О некоторых вопросах прохождения службы в ФПС ГПС в особых условиях».
Основная литература:
10. Антонов В.Р. Исследование кадрового потенциала организаций. - М.: Экономика, 2018. - с. 127.
11. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. - С-Пб.: РГПУ, 2018. - 120 с.
12. Бойков В.Н. Профессиональная культура государственной службы // Социологические исследования. 2016. - 28 с.
13. Гимаев И.Р. Государственная служба Российской Федерации в условиях административной реформы. – М.: РАГС, 2016. - с. 456.
14. Государственная политика и управление. Учебник: В 2 ч. /Под ред. Л.В. Сморгунова. – М.: РОССПЭН, 2017. - с. 433.
15. Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / Под ред. В.П. Иванова. - М.: Известия, 2018. - с. 264.
16. Служба в МЧС России. Основы службы. Учебник и практикум / под ред. Поляков М.П. — М.: Юрайт, 2020. - 364 с.
17. Государственный аппарат и политические реформы в современной России /Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов: СКАГС, 2020. - с. 417.
18. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Уч. пособие /Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М.: РАГС; Статут, 2018. - с. 297.
19. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Служба в внутренних войсках. Учебник. М. 2019. - с. 327.
20. Игнатов В.Г., Беголипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов-на-Дону. 2020. - с. 265.
21. Ионова А.И. Основы профессионализма в службе внутренних органов. М. 2020. - с. 123.
22. История государственного управления в России. Учебник / Под ред .Р.Г. Пихои. - М.: РАГС, 2021. - с. 388.
Дополнительная литература:
23. Маслеев А. Г., Бердюгина О. Г., Грибакина Э. Н. Профессиональная этика (в правоохранительных органах). - М.: Юстиция, 2020. 144 с.
24. Орлов Ю. К. Устройство и принципы профессиональной деятельности МЧС России. М.: Проспект, 2020. - 336 с.
25. Седова Г. И., Степанов В. В. Служба в органах МЧС России. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 130 с.
26. Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля. Уч. пособие /Под ред.А.М. Беляева, Е.Д. Богатырева и др. – М.: Финакадемия при Правительстве РФ, 2017. - с.31.
27. Социологические исследования в системе государственной службы. 2012–2018. - М.: РАГС, 2018. - с.35.
28. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента: Практическое пособие. 3-е изд., исп. и доп. - М.: Дело, 2017. - с.381.
Электронные источники:
29. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/.
30. Официальный сайт Главного управления МЧС России по Чувашской Республике [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.21mchs.gov.ru/
Формирование группового коллектива является сплочённость коллектива 4 ПСЧ ГУ МЧС России по Чувашской Республике, сплочённость представляет собой единство трудового поведения основанной на общности поведения членов коллектива, ценностей и норм поведения [19]. Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Сплоченность определяет успех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии. В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (об этом не всегда целесообразно информировать участников). Тренинги сплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.