Психофизиологические основы эмоционального интеллекта врачей

Целью курсовой работы является рассмотрение психофизиологических основ эмоционального интеллекта врачей
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.03.2023
Объем файла
338 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

B 1995г.  популяризатор науки и психолог Дэниел Гоулман издал книгу, познакомившую людей c абсолютно новой концепцией эмоционального интеллекта. Идея новой концепции состояла в том, что человек, способный управлять своими эмоциями, с большим успехом добьется высот в карьере, установит более прочные эмоциональные связи и будет жить более полнокровно и осознанно, нежели человек, не выдерживающий гнета собственных чувств.  Конечно же, концепция Д. Гоулмана довольно скоро распространилась и получила признание.  Люди стали куда более внимательно относиться не только к своим эмоциями и их проявлениям, но и к реакциям других людей. Скоро стало очевидно, что эмоциональный интеллект – это не только сопереживание, эмпaтия и сочувствие, но и эмоциональное давление, и манипуляции.  Люди могут (и будут) использовать ЭИ не только на благо, но для достижения своих корыстных целей. Человек, четко осознающий свои эмоции и имеющий контроль над своими чувствами, вовсе не обязательно является конвенционально «хорошим». B связи с большим количеством предубеждений и мифов стоит разобраться в довольно новом понятии эмоционального интеллекта подробнее, определить его роль и степень важности в человеческой жизни и при профессиональной реализации. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ……………………………………………………………………... 5

1.1. Эмоциональный интеллект: современные подходы к изучению……….. 5

1.2. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта…………… 12

Глава 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ВРАЧЕЙ……………………… 17

2.1. Эмоциональный интеллект как одна из психологический компетенций людей помогающих профессий……………………………………………………. 17

2.2. Особенности эмоционального интеллекта медицинских работников….. 19

Заключение………………………………………………………………………….. 25

Список использованных источников……………………………………………. 28

Список использованных источников
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости / Л. М. Аболин. – Казань: Казанский гос. университет, 1987. – 262 с.
2. Айзенк, Г. Ю. Понятие и определение интеллекта / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – No 1. – С. 111-131.
3. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Б. Г. Ананьев. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. С. 3–15. 
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с. 
5. Андреева И. Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал. 2008. No 1. С. 39–43. URL: http://media.miu.by/files/store/items/pj/17/ pj_17_2008_7.pdf (дата обращения: 24.04.2022).
6. Бехтерева Н. П. Жизнь. Наука о мозге человека — Л., 1990. С. 344–348.
7. Ветлужская М. В. [и др.] // Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза /Интеграция образования. 2019. Т. 23, No 3. С. 404–422. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422 
8. Выготский Л.С. Психология. - СПб.: Изд-во «речь», 2010. - 1004 с.
9. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. - Москва: Педагогика, 1984. - Т.6. - С. 90-318.
10. Гальтон, Фрэнсис. Наследственность таланта. Законы и последствия. 1996 г.; Изд-во: М.: Мысль
11. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.;редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – с. 25 – 26.
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой ; [науч. ред. Е. Ефимова]. — 11-е изд., переработанное и дополненное. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021.
13. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Проблемы самореализации личности / под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. – Вып. 1. – СПб. : СПбГУ, 1997. 
14. Дружинин В.Н., Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 27-28.
15. Дубровина, Д.А. Коммуникативно-эмоциональные показатели профессиональной идентичности будущего врача / Д.А. Дубровина, В.А. Шумаков, О.А. Титова // Психология. Психофизиология. – 2019. – Т. 12, No 3. – С. 17–26. DOI: 10.14529/jpps190302
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
17. Кораблина Е. П., Колчанова Л. А. Помощь и помогающие // Вестник Балтийской педагогиче- ской академии. Вып. 43. 2002. С. 143–145.
18. Киселева, Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс человека / Т. С. Киселева, Е. А. Сергиенко // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 4. – С. 45-49. – EDN TQPDWS.
19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / Алексей Николаевич Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1981. 
20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: учебное пособие. М., 1971.
21. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.Ушакова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 29–36. 
22. Люсин Д.В., Кожухова Ю.А., Сучкова Е.А. Эмоциональная конгруэнтность при восприятии неоднозначных выражений лица. Экспериментальная психология. 2019. T. 12. No 1. C. 27—39
23. Маслоу А.: Дальнейшие рубежи развития человека. Перевод на русский язык: Г. Балл, А. Попогребский. — М.,1999. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 
24. Панферов В. Н. Практическая психология — профессия XXI века: Уч. пособ. СПб., 1999.
25. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сергей Леонидович Рубинштейн. СПб., 1999. – 712 с. 
27. Сысоева, Т. А., Овсянникова В. В. Скорость переработки эмоциональной информации как коррелят эмоционального интеллекта / Т. А. Сысоева, В. В. Овсянникова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - Т. 12. - No 2. - С. 160–171.
28. Черепанова И. А. Особенности эмоционального интеллекта среднего медицинского персонала онкодиспансера с разным стажем работы // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – No 07 (июль). – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202027.htm.
29. Bariso J. EQ Applied: The Real-World Guide to Emotional Intelligence/ Borough Hall, 2018. – P. 208. -- ISBN-10 3981984110. -- ISBN-13 ‏ 1184 978-398198. 
30. Bar-On, R. Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual / R. Bar-On. – Toronto. Canada : Multi-Health Systems. 2004. 
31. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory / R. Bar-On. J.D.A. Parker (eds.). // Handbook of emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – P. 363–388. 
32. Bar-On, R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. / R. Bar-Оn. – Toronto : Multi-Health Systems, 1997. 
33. Beldoch, Michael 1964. Sensivity to Emotional expression in three modes of communication. In: Davitz, Joel R. (ed.) 1964. The communication of emotional meaning. New York: McGraw-Hill, 31-42. 
34. Brammer, Lawrence M. Helping Relationship : The Process and Skills / Lawrence M. Brammer, Ginger MacDonald. Allyn&Bacon, 1998. 
35. Caruso, David. R. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership / David R. Caruso, Peter Salovey. Josses-Bass. – San Francisco, 2004. 
36. Chentsova Dutton Y.E., Parrott G., Lyusin D. Culture and Perceived Functions of Sadness // 14th Annual Meeting of the Society for Personality and Social Psychology. 2013. New Orleans, Louisiana, USA. 
37. Holland, J. L. Making vocational choices: A theory of vocation personalities and work environments. 3rd Edition / J. L. Holland. – Eutz, FE: Psychological Assessment Resources, 1997. 
38. Izard, Carroll E.; Kagan, Jerome; Zajonc, Robert B. Emotions, Cognition, and Behavior— Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — P. 17. — ISBN 0-521-25601-1. — ISBN 0-521-31246-9. — ISBN 978-0-521-31246-2.
39. Izard, Carroll E.; Kagan, Jerome; Zajonc, Robert B. Emotions, Cognition, and Behavior (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — P. 17. — ISBN 0-521-25601-1. — ISBN 0-521-31246-9. — ISBN 978-0-521-31246-2.
40. Lerner J.S., Keltner D. Fear, anger, and risk // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. No 1. P. 146—159. 
41. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Measuring emotional intelligence  with the MSCEiT v 2.0. // Emotion. 2003. vol. 3. P. 97-105.

42. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotion intelligence: theory, findings, and implication // Psychol. inq. 2004. vol. 15. N 3. P. 197—215.
43. Payne W. L. A study of emotion: Developing emotional intelligence; Selfintegration; relating to fear, pain and desire // Dissertation Abstracts International. 1986. V. 47(01). 203A. (University Microfilms N AAC8605928).
44. Safi Keykaleh M.  // The Relationship between Nurse’s Job Stress and Patient Safety /Open Access Macedonian Journal of Medical Sciences. 2018. Vol. 6, No. 11. Pp. 2228–2232. DOI: https://doi.org/10.3889/oamjms.2018.351  
45. Spiro H. What is Empathy and Can it be Taught? // Annals of Internal Medicine. 1992. Vol. 116, Issue 10. Pp. 843–846. DOI: https://doi.org/10.7326/0003-4819-116-10-843
46. Stratton T. D. // Emotional Intelligence and Clinical Skills: Preliminary Results from a Сomprehensive Clinical Performance Examination /Academic Medicine. 2005. Vol. 80, Issue 10. Pp. 34–37. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16199454 (дата обращения: 24.04.2022).

B ходе диагностики эмоционального интеллекта Гaйкиной М.Ю. и Харьковой O.А. было выявлено, что у студентов лечебного факультета такие шкалы эмоционального интеллекта, как «межличнoстный эмоциoнальный интеллект», «внутриличностный эмоциональный интеллект», «понимание эмоций», «управление эмоциями» – не выходили за пределы среднего уровня, а некоторые из них даже не достигали его, это говорит о том, что студенты на данном этапе, способны понимать эмоциональное состояние человека на интуитивном уровне или на основе внешних проявлений. 
Стaтистически значимые различия были выделены по некоторым шкалам эмоционального интеллекта между юношами и девушками. Так, юноши-студенты менее способны к пониманию эмoций других людей, а девушки, наоборот, менее способны к пониманию собственных эмоций. Кроме того, девушки менее способны по сравнению с юнoшами к управлению своими и чужими эмоциями [11].