Развитие российского федерализма: историко-правовой аспект
Введение
Территориальная организация государственной власти в России одна из острейших проблем государственного строительства. На протяжении всей истории в нашем государстве – это проблема возникала в наиболее острой форме.
В научном понимании под государственным устройством понимается «политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью».
Проблема взаимоотношений составляющих территорию нашей страны частей (субъектов) актуально по сей день. И в ближайшем времени перед нашей страной еще может возникнуть острый кризис этих взаимоотношений.
Заявленная нами тема «Федерализм в России» должна рассматривать с точки зрения эволюции институтов и устоев федерализма.
Само понятие федерализма в теории государства раскрывается как тип государственного устройства, т.е. «это союз государственных образований, обладающих определенным суверенитетом».
Проблема федерализма в Российской Федерации по мнению многих исследователей непрерывно связана с приоритетным характером интересов субъектов федерации, которые возникают из многонационального и много фессионального характера России как государственного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................... ......................... ............................................................... 3
ГЛАВА 1 . ФЕДЕРАЛИЗМ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ………….. ....... . ..... .... . ...5
1 .1. Становление федерализма в СССР................... ... . ................ ........... ...............5
1.2. Развитие федерализма в СССР .......... .......................... .................. ..... . ............ 9
ГЛАВА 2. ФЕДЕРА ЛИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .......... . . ............. 15
2.1. Формирование современного российског о федерализма..................... . ..... 15
2.2. Проблема федеративных отношений в РФ .... ............. ................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................. .......................... .........................34
БИБЛИОГРАФИЯ ......... .......................... ............. ............................. ................ ..36
Библиография
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Глава 3. Федеративное устройство. – ст.66-79.
2. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. – М.: Юристъ, 2001. – 589 с.
Литература:
1. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России / Р.Г.Абдулатипов, Л.Ф.Болтенкова. – М.: Из-во Республика, 2009.
2. Алексеев С.С. Теория государства и права. – М., 1991. – 520 с.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2008. – 800 с.
4. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы / Н.М.Добрынин // Государство и право, 2003, №11, с.85-89.
5. Коржихина Т.П. История Российской государственности / Т.П.Коржихина, А.С.Сенин. – М.: Интерпракс, 2008. – 352 с.
6. Лейбович О. Россия. 1941-1991: Документы, материалы, комментарии. Пермь: Пермский ун-т, 1993. – 253 с.
7. Стешенко Л.А. История государства и права России / Л.А.Стешенко, Т.М.Шамба. – М.: Издательство Норма, 2009. – 480 с.
8. Разделит ли Россия часть СССР? Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика. М.: 1993. – 270 с.
Исключение из Конституции Татарстана положения о том, что республика находится в составе Российской Федерации, не соответствует государственно-правовому статусу республик, закрепленному в статье 78 Конституции РСФСР, а также нарушает статью 71 Конституции РСФСР, определяющую состав России как федерации.
Отрицание принципа верховенства федеральных законов над законами субъектов федерации противоречит конституционному статусу республики в федеративном государстве, препятствует формированию правового государства. Провозглашение в Декларации о государственном суверенитете Татарстана безусловного приоритета Конституции и законов республики на всей ее территории противоречит положениям статьи 78 Конституции РСФСР о необходимости соответствия конституции республики в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации, а также статья 82, устанавливающей, что законы Российской Федерации в пределах полномочий Российской Федерации обязательны и имеют одинаковую силу на территории всех республик в составе Российской Федерации.
Согласно статье 70 Конституции республики Татарстана, конституция и законы Татарстана по вопросам республиканского ведения обладают верховенством на всей его территории. Это соответствует Конституции Российской Федерации, так как тем самым признается верховенство федеральных законов по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения России и входящих в нее республик.