Профилактика конфликтного поведения у младших подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день перед психологами остро стоит проблема конфликтности подростков. Конфликты есть столько, сколько существует мир, а мир, в свою очередь, постоянно развивается. Личность не способна развиваться бесконфликтно, ведь именно через эту свою особенность человек познает реальность, а также трансформирует через конфликты свои отношения с окружающими и самим собой.
Одним из важнейших направлений изучения проблемы подростковой конфликтности является, прежде всего, исследование причин и особенностей возникновения данного явления. Ведь именно при наличии знания о факторах проблемы становится возможным ее решение, а не только борьба с симптомами. Изучение психологических факторов конфликтности, при сосредоточении внимания именно на субъекте конфликтной ситуации, в данном вопросе играет важную роль.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Анализ конфликта как социально-психологического феномена 6
1.2. Психологическая характеристика конфликтного поведения у младших подростков 9
1.3. Психологические факторы проявления конфликтного поведения у младших подростков 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 16
2.1. Организация эмпирического исследования (констатирующий этап) 16
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 16
2.3. Комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение конфликтного поведения у младших подростков (информационно-просветительский этап) 20
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап) 23
2.5. Рекомендации по снижению конфликтного поведения у младших подростков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анцупов, А.Я., Баклановский, С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: «Питер», 2005. – 288 с.
2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академический проект», 2007. – 397 c.
3. Воспитанник, И.В. «Основные причины межличностного конфликта в подростковом возрасте» / И.В. Воспитанник // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Васютенковой. 2015. – С. 121-127.
4. Гринина, Е.С. «Причины межличностных конфликтов подростков» / Е.С. Гинина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-9. – С. 34-37
5. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544с
6. Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2011. – 356 с.
7. Зaброцкий, М.М. Основы возрастной психологии / М. М. Заброцкий. – Тернополь: Учебная Книга – БОГДАН, 2009. – 112 с.
8. Козловская, С.Н., Шимановская, К.А. Влияние особенностей подростков на выбор способов разрешения межличностных конфликтов / С.Н. Козловская, К.А. Шимановская // ЦИТИСЭ. – 2015. – № 4. – 26 с.
9. Леонов, Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов // Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 132 с.
10. Михарский, С.Г. «Особенности выбора подростками стратегий поведения в конфликтах со сверстниками» / С.Г. Михарский // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. 2015. – С. 83-85.
11. Нетребина, А.В. Учет психологических особенностей идентификации индивида в подростковом возрасте/ А.В. Нетребина // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2013. – № 2 (18). – С. 66-68.
12. Павлова, А.С. «Межличностные конфликты в общении подростков» / А.С. Павлова // В сборнике: 61-я студенческая научно-практическая конференция инженерного факультета Самарской ГСХА Материалы 61-й студенческой научно-практической конференции. 2016. – С. 243-247.
13. Петровская, Л.А. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта / Л.А. Петровская // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 2009. – С. 48-50.
14. Свиденская, Г.Н. Теоретический анализ психологических особенностей развития компонентов самосознания личности в подростковом возрасте / Г.Н. Свиденская // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2015. – № 8 (110). – С. 69-72.
15. Смирнова, М.В. Профилактика межличностных конфликтов среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы / М.В. Смирнова // В сборнике: материалы VII ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых 2013. – С. 308-311.
16. Улановская, К.А., Стецюк, А.Н. Конфликты в системах «подросток – подросток» и «подросток – взрослый»: причины и профилактика / К.А. Улановская, А.Н. Стецюк // В сборнике: теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 151-155.
17. Халилов, Б.Б. Влияние конфликтного поведения подростка на положение в группе сверстников / Б.Б. Халилов // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 48. – С. 323-327.
18. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2012. – 240 с
Подростковая агрессия может возникать в результате разнообразных и комплексных причин, а также может иметь различные проявления [17]. В то же время из форм враждебных реакций отмечаются: оскорбление и подозрительность.
В то же время эмоциональное состояние ребенка также играет значительную роль в возникновении конфликтности на данном возрастном этапе. Ведь эмоциональная область человека является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Это проявляется в том, что именно наши эмоции, чувства, настроения, аффекты и т.д. способствуют определению направлений и способов осуществления деятельности, которые в наибольшей степени обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей, стимулируют саму деятельность.
Эмоциональное состояние является длительным проявлением (от нескольких дней до нескольких месяцев). Важной характеристикой является относительная статичность. Эмоциональное состояние не направлено на определенный предмет, оно выступает в виде фоновой характеристики.