Роль образных сравнений в сказках А.С.Пушкина
ВВЕДЕНИЕ
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель не только в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого.
Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Мы в своей работе тоже попытались исследовать небольшую часть творчества этого гения русской литературы. Объектом нашего исследования стали сказки А.С.Пушкина, а предметом – сравнения как изобразительно-выразительные средства языка в его сказках.
С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин.
Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребен
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. СРАВНЕНИЕ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТАО ЯЗЫКА 5
1.1 Содержание определения «сравнение» 5
1.2 Виды сравнений 5
1.3 Способы выражения сравнения 6
1.4 Функционирование сравнений в русском литературном языке 7
Глава 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРАВНЕНИЙ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА 7
2.1 Роль сравнений в создании своеобразного пушкинского пейзажа 8
2.2 Роль сравнений в раскрытии внутреннего мира героев сказок 8
2.3 Роль сравнения в создании образов героев 9
2.4 Таблица частотности употребления сравнений в сказках 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Изобразительно-выразительные средства языка/ Е.П. Бережная // Русский язык в школе. – 2004, №5. – С. 13-14.
Караулов, Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия/ Ю.Н.Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2003. – 704 с.
Валгина, Н.С. Современный русский язык. Учебник для вузов/ Н.С.Валгина. – М.: «Высшая школа», 2001. – 415 с.
Петровский, М. Сравнение // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т/ М.Петровский. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 2. – Стб. 860-862.
Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1/А.С.Пушкин. – Москва: Художественная литература.- 1985. – 735с.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник для вузов: В 2 ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование/ Сост.: Диброва Е.И. [и др.]. – М.; 2001. – 544 с.
Азадовский, М.К. Источники сказок Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12134-.htm. – Дата доступа:.03.03.2023.
Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Гоголя, Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.
Сравнительные конструкции со словами подобный, похожий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало». Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Гоголя, Тургенева и Короленко.
Таким образом, сравнение – это оборот речи, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных между собой.
1.4 Функционирование сравнений в русском литературном языке
Самое широкое приме