Роль образных сравнений в сказках А.С.Пушкина

В данной исследовательской работе проанализированы художественные тексты сказок А.С.Пушкина, определены способы выражения сравнения, выявлены наиболее часто употребляемую форму сравнений.
Author image
Denis
Тип
Исследовательская работа
Дата загрузки
17.03.2023
Объем файла
447 Кб
Количество страниц
15
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель не только в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого.
Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Мы в своей работе тоже попытались исследовать небольшую часть творчества этого гения русской литературы. Объектом нашего исследования стали сказки А.С.Пушкина, а предметом – сравнения как изобразительно-выразительные средства языка в его сказках.
С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин.
Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребен

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. СРАВНЕНИЕ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТАО ЯЗЫКА 5
1.1 Содержание определения «сравнение» 5
1.2 Виды сравнений 5
1.3 Способы выражения сравнения 6
1.4 Функционирование сравнений в русском литературном языке 7
Глава 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СРАВНЕНИЙ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА 7
2.1 Роль сравнений в создании своеобразного пушкинского пейзажа 8
2.2 Роль сравнений в раскрытии внутреннего мира героев сказок 8
2.3 Роль сравнения в создании образов героев 9
2.4 Таблица частотности употребления сравнений в сказках 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Изобразительно-выразительные средства языка/ Е.П. Бережная // Русский язык в школе. – 2004, №5. – С. 13-14.
Караулов, Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия/ Ю.Н.Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2003. – 704 с.
Валгина, Н.С. Современный русский язык. Учебник для вузов/ Н.С.Валгина. – М.: «Высшая школа», 2001. – 415 с.
Петровский, М. Сравнение // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т/ М.Петровский. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 2. – Стб. 860-862.
Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1/А.С.Пушкин. – Москва: Художественная литература.- 1985. – 735с.
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учебник для вузов: В 2 ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование/ Сост.: Диброва Е.И. [и др.]. – М.; 2001. – 544 с.
Азадовский, М.К. Источники сказок Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12134-.htm. – Дата доступа:.03.03.2023.
 

Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Гоголя, Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.
Сравнительные конструкции со словами подобный, похожий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало». Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Гоголя, Тургенева и Короленко.
Таким образом, сравнение – это оборот речи, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных между собой.
1.4 Функционирование сравнений в русском литературном языке
Самое широкое приме