Влияние салонной культуры на литературную жизнь Петербурга на примере одного конкретного салона А. О. Смирновой-Россет

В данной курсовой работе было рассмотрено влияние салонной культуры на литературную жизнь Петербурга на примере одного конкретного салона А. О. Смирновой-Россет. В ходе исследования дана характеристика литературной жизни Петербурга по воспоминаниям А. Ос Смирновой-Россет.
Author image
Radik
Тип
Исследовательская работа
Дата загрузки
10.10.2022
Объем файла
126 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
XIX век русской истории богат на события. Это и Отечественная война 1812 года, и восстание декабристов 1825 года, и отмена крепостного права. Как правило, такие масштабные события отражаются на всех сферах жизни общества. Особенно уязвимо в этом отношении общественное сознание. XIX век - это время культурного подъема, который, в некотором роде, стал ответом на возникшие запросы общества.
Одним из таких запросов стала потребность определенной прослойки людей в интеллектуальном общении. Так в России зарождается феномен салонной культуры, которая в свою очередь оказала большое влияние на развитие новых направлений в литературе, живописи, философии, общественно-политической мысли. Салоны одновременно удовлетворяли как высокоинтеллектуальные потребности, так и потребность в развлечении; были как светским мероприятием, так и местом, где можно увидеть искренние, а не манерные дружеские связи.

Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….3
Характеристика источника ………………………………………………………...5
Обзор литературы …………………………………………………………………..9
Глава 1. Салон и его хозяйка ……………………………………………………...16
Глава 2. Друзья-писатели ………………………………………………………….30
Глава 3. А. О. Смирнова-Россет и литературный процесс……….……………...42
Заключение ………………………………………………………………………....54
Список источников и литературы ………………………………………………...

Список источников и литературы
Источники:
А. О. Смирнова-Россет. Дневник. Воспоминания. М.: Наука. 1989. Изд. Подг. С. В. Житомирская
Литература:
1. Палий Е. Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность. автореферат дис. …д-ра културологии: спец. 24.00.01. – Теория и история культуры. Москва. 2008. 313 с.
2. С. В. Житомирская. К истории мемуарного наследия А. О. Смирновой-Россет. [Электронный ресурс]: ФЭБ: Житомирская. К истории мемуарного наследия А. О. Смирновой-Россет. — 1979 (текст) (feb-web.ru). Дата обращения 20.03.2022.
3. В. В. Бунтури. Петербургский литературный салон в русской культуре первой трети XIX века: дис. Кандидат культурологии: 24.00.01 – Теория истории культуры. Санкт-Петербург. 2009. 214 с.
4.Ю. И. Пивоварова. Роль женщины в литературном салоне // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т.1, Вып. № 2
5. Е. И. Анненкова. А. О. Смирнова как прототип литературных героинь Н. В. Гоголя и И. С. Тургенева. [Электронный ресурс]: А.О. СМИРНОВА КАК ПРОТОТИП ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОИНЬ Н.В. ГОГОЛЯ И И.С. ТУРГЕНЕВА (elibrary.ru). Дата обращения 10.04.2022.
6. А. В. Кошелев. «Я непременно хочу видеть этого упрямого хохла…». К проблеме достоверности. // Вестник Московского Университета. Серия 9. Филилогия.
7. С. В. Татаркина. Специфика самопрезентации автора в воспоминаниях А. О. Смирновой-Россет. Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 8 (71). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)
8. И. А. Смирнова. Мемуарное наследие А. О. Смирновой-Россет: историография и археография. автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.09 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва, 2006. - 41 с.
9. И. П. Азерникова. Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX века. Истоки и традиции. автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Азерникова Ирина Павловна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. - Москва, 2011. - 25 с.
10. Е. И. Жерихина. Зимний сезон в светских литературных салонах Петербурга. Научно-популярное издание. – СПб.: Издательство «Аврора», 2017. – 64 с.
11. И. Аронсон и С. Рейсер. Литературные кружки и салоны.  М.: Аграф, 2001. – 398 с.
12.Крестова Л.В. К вопросу о достоверности так называемых «Записок» А.О. Смирновой [1929] // Записки А.О. Смирновой, урожденной Россет: (С 1825 по 1845 гг.) / Сост. К. Ковальджи. М.: Московский рабочий; НПК «Интелвак», 1999
13. Вацуро. Из истории литературного быта пушкинской поры. М.: 1989. 413 с.
14. Б. М. Эйхенбауман. Литературный быт // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987. - С. 428-436.
15. И. А. Муравьёва Салоны пушкинской поры. Очерки литературной и светской жизни Санкт-Петербурга. СПб, 2008. 543 с. 
16. Смирнова, И. А. - А. О. Смирнова-Россет в русской культуре XIX века. РГГУ. 2004. 555 с.
17. Колосова Н. П. Россети черноокая. М.: Прогресс - Плеяда, 2003. 302 с.
18. Литературные кружки и салоны. Первая половина XIX века. Редакция, вступительная статья и примечания Н. Л. Бродского.
19. Ю. Манн. Мертвые души. [История создания и публикации] // Гоголь Н. В. Избранные сочинения. Т. 2. – М., «Худож. лит.», 1978.
20. Н. Л. Степанов. Гоголь. М., "Молодая гвардия", 1981, 432 С.
21. В. А. Воропаев. Мертвые души и цензура. // Московский журнал. – 2017. - № 11. – С. 2-6.
22. Л. А. Белова. Лермонтов, его друзья и любимые женщины.  [Электронный ресурс] Дата обращения: 03. 05. 2022. https://nerlin.ru/publ/belova_lidija/belova_lidija/lermontov_ego_druzja_i_ljubimye_zhenshhiny/252-1-0-5791
23.Л. А. Белова. Роковая любовь Лермонтова. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 07. 04. 2022.https://nerlin.ru/belova_lidija_rokovaja_ljubov_lermontova
24. Л. А. Белова. Александрина // Московский журнал. 01. 12. 2000.
25. А. Можаев. А.О. Смирнова-Россет. Муза русской литературы (литературно-исторический очерк-портрет) [Электронный ресурс] Дата обращения 04.05. 2022.: https://proza.ru/2008/10/01/229?
26.В. Бабицкая. Мертвые души. Комментарии. [Электронный ресурс]. Дата обращения 20.05.2022.: https://polka.academy/articles/526
27. Ю. В. Лебедев. Творческая история поэмы Гоголя. // История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы.
28. Гоголь и А. О. Смирнова. Вступительная статья // Переписка Н. В. Гоголя. В двух томах. [Электронный ресурс]. Дата обращения 03. 05. 2022. https://document.wikireading.ru/55252?

 

 

Жерихина Е. И. видит принципиально важное отличие кружков от салонов в смене «авторитета». Поскольку салон отчасти является порождением женской культуры это действительно имело немаловажное значение. Отныне «…кружок собирался в доме холостого мужчины, либо там, где супруга… не играла заметной роли в обществе». «Часто авторитет хозяина подавлял гостей, что уже противоречило самой сути салона.».
Из последнего вытекают определенные качества и свойства, которыми должна была обладать хозяйка салона. «Владелица петербургского литературного салона - дама дворянского происхождения, непременно должна обладать следующим «дарованиями»: красотой, умом и талантом, зачастую являясь предметом рыцарского поклонения». В. В. Бунтури оценивает роль женщины «как законодательницы литературного вкуса», несмотря на некоторую романтичн