Психолого-педагогические аспекты готовности детей к обучению в школе
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Согласно современному Федеральному государственного образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе о окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.Понятие психологической готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной науке
2. Возрастные факторы, влияющие на психологическую готовность к школьному обучению
3. Содержание программ подготовки детей к обучению в школе
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.Условия формирования психологической готовности к школьному обучению
2. Рекомендации, направленные на преодоление психологических проблем в готовности к школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
br>
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО. Под ред. Редькиной Т.В. –М.: Просвещение, 2016. – 110 с.
Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3 - С.237-240.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука: Учимся читать, познаем мир! М.: БИНОМ. Лаборатория знаний: Редакция БИНОМ ДЕТСТВА, 2019. 176 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. - 398 с.
Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2020. - №3 - С.327-338.
Восторгова Е.В., Ефремова А.Г. Оценка готовности к школе. Стартовая диагностика. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 16 с.
Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №12-2 - С.187-188.
Горбунова И.С. Синдром первоклассника, или Психосоматика и школьные стрессы. Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 126 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
Донцов Д.А., Власова С.В., Тихолаз О.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №50-1.
Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. - 2013. - №8-4.
Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
Кулганов В. А., Раева Е. В. Причины детск
Главное, как считают авторы программ «Преемственность» и «Готовимся к школе. Перспектива» – это развитие мыслительных операций, а именно: сравнения, комбинирования, анализа, внутреннего плана действий (действия в уме), обобщения, умений выделять существенное в предметах, понятиях и явлениях окружающего мира, производить классификацию. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность. У ребенка должны быть развиты процессы восприятия формы, цвета, величины предмета (знание основного набора фигур, основного цветового спектра), целостности образа (умение видеть целое раньше частей).
Среди различных параметров школьной готовности наибольшее значение имеют:
– когнитивная (интеллектуальная) готовность – словарный запас, кругозор, специальные умения, сформированность познавательных процессов (адекватность восприяти