Причины детской агрессивности в младшем школьном возрасте и способы ее коррекции
Введение
Проблема агрессивности у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших в современной психологии и педагогике. Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает притягательной силой и заразительна - большинство людей отрицают, что используют агрессию, но часто демонстрируют ее в повседневной жизни. Следует также отметить, что нынешняя экономическая и социальная ситуация в Российском обществе вызывает рост различных отклонений в поведении и личностном развитии молодого поколения, создают повышенную тревожность, вызывают у детей духовную "пустоту", влекущую за собой насилие и агрессивность. Особую озабоченность в этой связи вызывает детская агрессия. Феномен детской агрессивности беспокоит родителей, психологов, учителей, воспитателей, тем самым вызывая все больший интерес у исследователей. Вопрос адекватной саморегуляции поведения особенно важен для детей младшего школьного возраста, так как по приходу в школу они оказываются в новой социальной ситуации развития, где это особенно важно чтобы защитить себя, а также защитить свои собственные психологические границы. В последнее время эта тема становится все более актуальной в связи с ростом преступности несовершеннолетних, различными проявлениями агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Агрессивность у детей - это не просто тревожное явление, а очень серьезная социальная, психологическая и педагогическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы и враждебны по отношению к окружающим. Их отношения с семьей, сверстниками и учителями всегда напряженные и двойственные. Агрессивность детей младшего школьного возраста широко обсуждались в научных работах, средствах массовой информации, научных публикациях и т.д. Социологи, педагоги, психологи, родители отмечают, что в настоящее время значительно возросло количество детей, склонных к агрессии, что является фактором риска их противоправного поведения в будущем
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников…………………………………………………………………….10
1.1 Проблема агрессивного поведения в работах зарубежных и отечественных ученых………………………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников………………………………………………………………………22
1.3 Психолого-педагогические факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста…………………………………………...29
1.4 Способы коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...32
Выводы по главе I ……………………………………………………………….39
Глава II. Эмпирические исследования по изучению причин детской агрессивности младших школьников и способов ее коррекции………………...44
2.1 Анализ исследования «Социально-психологические факторы агрессивности младших школьников» (автор Голенищева Е.Л.)…………………………………44
2.2 Анализ исследования «Игровая терапия как средство профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у младших школьников во внеурочной деятельности в начальной школе» (авторы Бочанцева Л.И., Федянкина Е.В.)..............................................................................................52
2.3 Анализ исследования «Профилактика и преодоление агрессивности у младших школьников» (автор Парфилова Г.Г.)……………………………...60
Выводы по главе II ………………………………………………………....65
Заключение……………………………………………………………………….68
Список литературы не найден
Несмотря на разногласия, касаемые определений агрессии, многие ученые в области социальных наук склонны придерживаться второго определения, так как в него входит не только актуальное причинение вреда или оскорбления, но и категория намерения. Таким образом, агрессия – любая форма поведения, характеризующаяся целенаправленным оскорблением или причинением вреда другому живому существу, который не желает подобного обращения к себе. Из этого определения следует, что агрессия должна пониматься как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка. Однако если рассмотреть данное положение с разных сторон, можно получить некоторые противоречия, ведь агрессия ассоциируется с негативными эмоциями, например, со злостью или презрением; c мотивами – стремление навредить или оскорбить; и в частных случаях даже с негативными установками – например расовые или этнические предрассудки. Эти факторы, бесспорно, играют важную роль в поведении, но не являются обязательными для совершения агрессивных действий. Злость не всегда является необходимым условием для причинения вреда другим, кроме того, совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели тех, на кого направлены их действия. Басс описывал агрессивные действия на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация позволяет описать большинство агрессивных действий.