Изучение жанра английской готической новеллы XIX века в рамках элективного курса по английской литературе
Введение
В конце XVIII века в Англии зарождается новый литературный жанр – «готическая новелла», «готический роман». Английский «готический» роман начала XIX вв., известный также как роман «тайны и ужаса», повлиял не только на массовую литературу, но и на творчество выдающихся писателей XIX века, передав им по наследству ряд художественных эффектов, помогающих создавать напряженную атмосферу страха и смутной тревоги. Важно рассмотреть эти художественные эффекты, определить, почему авторы и по сей день продолжают ими пользоваться — и в каком контексте их применяют, и выявить основные направления развития «готики».
Содержание
Введение3
Глава I. Жанр готической новеллы в литературе5
1.1Готическая новелла как жанр литературы5
1.2Понятия фантастическое и готическое в литературе18
1.3 Готическая новелла в творчестве английских писателей XIX века25
Глава II. Жанровые особенности английской готической новеллы XIX века46
2.1.Готическое инопространство46
2.2Мотив двойничества50
2.3.Образ героя54
2.4. Изучение английской готической новеллы XIX века в рамках элективного курса по английскому языку64
Заключение72
Список использованной литературы74
Список использованной литературы
Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. - М.: Высшая школа, 1972. - 343 с.
Готорн Н. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ./ Сост., коммент. А. Долинина; Вступ. статья Ю. Ковалева. - Л: Худож. лит., 1982. - 456 с.
Европейский романтизм / Отв. ред. И. Неупокоева, И. Шетер. - М.: Наука, 1973. - 507 с.
Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. Под ред. О.К. Логинова. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 505 с.
Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. Л.: Наука, 1981. - 302 с.
Зарубежная литература XIX века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб. пособие /Сост., коммент. Н.А Соловьева, А.Ф. Головенченко, Е.Г. Петраш. - М.: Высш. шк., 1990.- 384 с.
Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб. пособие/Сост.: А.С. Дмитриев, Б.И. Колесников, Н.Н. Новикова. - М.: Высш. шк., 1990. - 367 с.
История зарубежной литературы XIX века: И 90 Учеб. для филол. спец. вузов/В.Н. Богословский, А.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева и др.; Под ред. Н.А. Соловьевой. - М.: Высш. шк., 1991. - 637 с.
Заломкина Г. В. Специфика фантастического в литературной готике / Г. В. Заломкина // Вестник Самарского государственного университета. – 2009. – № 7 (73). – С. 192-197.
Кайуа Р. В глубь фантастического / Р. Кайуа; пер. с фр. Наталии Кисловой. – СПб., 2006. – 354 с.
Ковалев Ю.В. Готорн История всемирной литературы В 8 томах АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994. - 571 с.
Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. - Л.: Художественная литература, 1972. - 279 с.
Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. - Л.: Худож. лит., 1984. - 296 с.
Краткий энциклопедический словарь по литературе. – М., 2002.
Мулярчик А.С. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. / А.С. Мулярчик. - М.: Изд-во Московского университета , 1978. - 174 с.
Как видно, в английской литературе жанр готического романа развился в XVIII в. На жанр готического романа также повлияли изменения в литературе во времена Просвещения. Произведения, в которых говорилось о сверхъестественных событиях, стали объектом критики . В XVIII в. идея рациональности нашла свое отражение и в готических произведениях. Наиболее впечатляющим примером этого является роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», написанный знаменитой английской писательницей Мэри Шелли в 1818 г.. Герой романа Виктор Франкенштейн – химик, занимающийся научной деятельностью. Вместо сверхъестественных сущностей, присущих готическим романам, Мэри Шелли использует в произведении возможности научных открытий. Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», о котором некоторые исследователи упоминают в эпистолярной литературе, содержит элементы готического романа и романтики .