Связь индивидуально-психологических особенностей человека со стратегиями поведения в конфликте
Введение
Актуальность. Проблема конфликта всегда была и будет актуальна по причине того, что люди живут в социуме. При этом, каждый человек имеет свой определённый набор индивидуально-психологических черт, привычек, паттернов поведения, приобретенного навыка общения и стратегии поведения в конфликте, а так же индивидуальную жизненную ситуацию, которая может удовлетворять его потребности или же наоборот накапливать их фрустрацию. Вследствие этого, возможен исход, что определённые люди не смогут поладить и построить гармоничные дружеские, любовные и партнёрские отношения, что в свою очередь приводит к возникновению множества различных конфликтных ситуации на фоне неразделенных точек зрения, личной неприязни, ненависти или зависти, недопонимания или неблагоприятного стечения обстоятельств для одной или двух сторон.
Конфликт имеет высокое влияние в малой группе, может менять ход её деятельности. К примеру, конфликт может стать пусковой механизмом к росту и развитию малой группы, она может найти новые стороны для рассмотрения проблемы, так же примирение и объединение членов внутри группы приводит к тому, что у них повышается сплоченности и единомыслие. При этом конфликт может и привести к распаду группы, смене интересов, перераспределению её участников, а так же к ухудшению её совместной деятельности. Отдельные члены могут избежать друг друга, намеренно выполнять задание неправильно, ну и в общем, конфликт отнимает время на совместное выполнение задания, так же не закрытый конфликт создаёт почву для развития новых, которые так же будут притормаживать деятельность и снижать её эффективность.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Индивидуально-психологические особенности в структуре конфликта………………………………………………………………………….8
1.1. Понятие конфликта, его виды и типы реагирования на него…….8
1.2. Стратегии поведения в конфликте и индивидуально-психологические особенности…………………………………….15
1.3. Стратегии поведения в конфликте и Интернет-паттерны поведения в сети……………………………………………………23
Выводы по главе 1………………………………………………….26
Глава 2. Эмпирическое изучение связи индивидуально-психологических особенностей человека со стратегиями поведения в конфликте……………...27
2.1. Характеристики участников исследования………………………....27
2.2. Методики и методы исследования…………………………………..28
2.3. Анализ и интерпретация зависимости индивидуально-личностных особенностей человека с его стратегиями поведения в конфликте…………..28
2.4. Рекомендации к урегулированию конфликта и переходу участников конфликта к стратегии сотрудничества………………………………………...33
Выводы по главе 2………………………………………………………...43
Заключение………………………………………………………………..44
Литература………………………………………………………………...46
Литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И., Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996, 2 143 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И., Конфликтология. - М., 1999, 276 c.
3. Василюк Ф.Е., Психология пережиания. – Москойский ун-т., 1984, 42 с.
4. Гришина Н. В., Давайте договоримся. - СПб., 1993., 86 с.
5. Гришина Н. В., Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008 — 544 с: ил. — (Се¬рия «Мастера психологии»).
6. Дзейгова М. Х. Причины возникновения конфликтов в интернет-среде. - Акмеология, (3 (55)), 2015., 69-69 с.
7. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии /С.М. Емельянов. – Спб.: Питер, 2000.- 215с.
8. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта, - М. АО «Аспект-пресс»., 1995, с. 94
9. Зекерьяев Р.И. Типы виртуальной личности интернет-пользователя. - Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, (1 (49))., 2019., 255-263 с.
10. Кармина, А. С. Конфликтология / А.С. Кармилина. - СПб.: Лань, 1999.- 448 с.
11. Кибанов А. Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.:ИНФРА-М, 2000г., 240 с.
12. Ковалев А.И. Азбука дипломатии. – М., 1988. 248 с
13. Корнеулис X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. – М., 1992., 215 с.
14. Курбатов В. И., Конфликтология – Ростов н/Д: Феникс, 2007г., 445 с.
15. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993., 156 с.
16. Мириманова М. С. М63 Конфликтология: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с
17. Обозов Н. Н. Психология конфликта. – ЛНПП «Облик», 2001., 51 с.
18. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. — СПб.: Речь, 2009. — 544 с.
19. Смирнов АА., Психологический словарь, - Прайм Еврознак. 1983, с. 161
20. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов, Киев, 1991. с. 105-199
21. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 208 с
22. Степаненкова В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социологические исследования. - 1994, № 5., 141-142 с.
23. Сухов, А.А. Деркач, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. – М., 2001., 598 с.
24. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996., 33 с.
25. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». —— Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
26. Chase S. Roads to Agreement. Successful Methods in the Science of Human Relations. New York: Harper & br., 1951.
Собственно подготовка к переговорам включает в себя картографию конфликта – сбор фактов, ответы для себя на вопросы: а) чего я хочу; б) кого я спрашиваю; в) какую пользу получит оппонент от переговоров; г) чем мы можем обменяться; д) какие доводы может использовать другая сторона для оправдания своей позиции; е) какие трудности она переживает в данный момент; ж) какие последствия ждут другую стороны в случае ее согласия; з) приемлемы ли они для нее? Ответив для себя на эти вопросы и разерюмировав их, стороны смогут понять чего они на самом деле хотят и ждут от данных переговоров, подготовить для себя таким образом опорный конспект, а так же встать на место друг друга, понять почему заключение так важно, и чем они могут пожертвовать, чтобы соглашение было максимально комфортных для обеих сторон. После того, как стороны обрели эмоциональное спокойствие и подготовились к процессу поиска решения проблемы, начинается следующий этап урегулирования конфликта – исследовательский. На этом этапе стороны высказывают свои интересы в отношении решения конфликта, партнеры делятся своими приоритетными пунктами, рассказывают, чем могут поступиться – иными словами снимается информационный блок между сторонами конфликта. На основании пожеланий друг друга стороны в дальнейшем ищут пути выхода из ситуации конфликта с минимальными потерями для обеих сторон.