Нарушение интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования – провести анализ нарушений интонационной выразительности речи у детей с ОНР и разработать систему логопедических коррекционных методов и приемов по коррекции выявленных нарушений
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
157 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Гуманистическая переориентация нашего общества, признание ценности человеческой личности, ее право на развитие своих потенциальных возможностей, право на самореализацию и достойное место в обществе актуализирует проблему обучения детей с речевой патологией. Речь является важнейшей способностью человека. В процессе речевого развития у детей формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности.
Проблема речевого развития особенно актуальна для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). 
В России число детей с общим недоразвитием речи в среднем составляет около 40%. Данное речевое нарушение часто сочетается с выраженной неравномерностью психического развития и недостаточностью таких психических функций, как внимание и память. Отсутствие своевременной работы по коррекции ОНР в дошкольном возрасте приводит к специфическим ошибкам в процессе чтения (дислексии) и на письме (дисграфии) и препятствует успешному усвоению программного материала по чтению и русскому языку в школе.
Одним из дефектов при общем недоразвитии речи является нарушение интонационной выразительности речи у детей. Данные нарушения имеют свой специфический механизм. Они достаточно трудно поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, затрудняют процесс воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Интонационная выразительность речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно упрощает общение детей друг с другом, способствует успешному взаимодействию ребёнка с социумом. Процесс формирования интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи процесс достаточно сложный: дети учатся управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6

1.1 Характеристика интонационных выразительности речи детей 6

1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста    с общим недоразвитием речи 9

1.3 Основные логопедические технологии по коррекции нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в современной логопедической практике 13

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛДЬНОСТИ РЕЧИ У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 19

2.1 Организация исследования и обзор диагностических методик исследования состояния интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19

2.2 Анализ результатов исследования состояния интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26

2.3 Рекомендации по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: ред. от 16.04.2022 г. //КонсультантПлюс. – М., 2022.

2. Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 45 с.

3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1973. – 150 с. 

4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1977. 306 с.

5. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 120 с. 

6. Зябкина Е.А. Формирование звукопроизношения в онтогенезе // Актуальные вопросы в науке и практике. – Самара, 2018. – Ч. 3. – С. 86-89. 

7. Иванова С.С. Актуальные вопросы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях инклюзивного образования // Логопед в детском саду. 2020. № 2. С. 34-37. 

8. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. – М.: Теревинф, 2017. – 64 с. 

9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Ювента, 2016. – 96 с. 

10. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: АРКТИ, 2005. – 221 с. 

11. Лосева С.М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. – М.: Редкая птица, 2020. – 160 с. 

12. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. – М.: Гном и Д, 2017. – 44 с. 

13. Морозова Э. Возможности оценки предметно-игровых действий у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2020. № 2. С. 65-72. 

14. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей: метод. пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 272 с. 

15. Сафина А. В. Интонация как одно из средств языкового манипулирования // Доклады Башкирского университета. 2017. Т. 2. №3. С. 498-502. 

16. Смирнова И.А. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей // Дошкольная педагогика. 2020. №2. С. 10-15.

17. Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 121 с.

18. Смирнова А.А., Дмитриевских Л.С. Особенности состояния языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. С. 78-82.

19. Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 191 с. 

20. Сошина И.В. Игротека речевых игр. – М.: Гном и Д, 2016. – 16 с. 

21. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. –М.: ВЛАДОС, 2017. – 96 с. 

22. Туманова Т.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2016. – 196 с. 

23. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 608 с. 

24. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 189 с. 

25. Цвирко О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей. – Барнаул: БГПУ, 2018. – 72 с.

26. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – Санкт-Петербург: МиМ, 2017. – 187 с.

27. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением речи. – М.: Академия, 2017. – 183 с.

28. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 2018. – 215 с.

Для отработки воспроизведения вопросительной интонации можно рекомендовать прием «Послушай и повтори»: отрабатывается навык резкого повышения тона голоса сначала в словах разной слоговой структуры, а затем и в предложениях. Также осуществляется отработка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов (Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой?).  Игровые упражнения на трансформацию повествовательного предложения в вопрос позволяют развить навыки повышения уровня восприятия интонации в имперссивной речи и в экспрессивной речи. Для развития навыков восприятия и воспроизведения логического ударения необходимо сначала проговаривать фразу с заданным местоположением логического ударения, а затем просить детей выбрать подходящий вариант по смыслу. В рамках данных упражнений детей можно просить произнести пословицу с повествовательной интонацией, последовательно перемещая логическое ударение на каждое слово.   Отработку восклицательной интонации необходимо начинать на материале междометий, затем речевой материал усложнялся: отрабатывается повышение силы и высоты голоса на ударных гласных с сопровождением движения руки вверх в словах, словосочетаниях, предложениях и, наконец, при выразительном чтении стихов, содержащих восклицательные высказывания положительной или негативной оценочной направленности. Затем детям предлагается преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением положительной, отрицательной оценки, со значением удивления, восхищения.