Нарушение интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Гуманистическая переориентация нашего общества, признание ценности человеческой личности, ее право на развитие своих потенциальных возможностей, право на самореализацию и достойное место в обществе актуализирует проблему обучения детей с речевой патологией. Речь является важнейшей способностью человека. В процессе речевого развития у детей формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности.
Проблема речевого развития особенно актуальна для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
В России число детей с общим недоразвитием речи в среднем составляет около 40%. Данное речевое нарушение часто сочетается с выраженной неравномерностью психического развития и недостаточностью таких психических функций, как внимание и память. Отсутствие своевременной работы по коррекции ОНР в дошкольном возрасте приводит к специфическим ошибкам в процессе чтения (дислексии) и на письме (дисграфии) и препятствует успешному усвоению программного материала по чтению и русскому языку в школе.
Одним из дефектов при общем недоразвитии речи является нарушение интонационной выразительности речи у детей. Данные нарушения имеют свой специфический механизм. Они достаточно трудно поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, затрудняют процесс воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Интонационная выразительность речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно упрощает общение детей друг с другом, способствует успешному взаимодействию ребёнка с социумом. Процесс формирования интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи процесс достаточно сложный: дети учатся управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Характеристика интонационных выразительности речи детей 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3 Основные логопедические технологии по коррекции нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в современной логопедической практике 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛДЬНОСТИ РЕЧИ У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 19
2.1 Организация исследования и обзор диагностических методик исследования состояния интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
2.2 Анализ результатов исследования состояния интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.3 Рекомендации по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: ред. от 16.04.2022 г. //КонсультантПлюс. – М., 2022.
2. Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 45 с.
3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1973. – 150 с.
4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1977. 306 с.
5. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 120 с.
6. Зябкина Е.А. Формирование звукопроизношения в онтогенезе // Актуальные вопросы в науке и практике. – Самара, 2018. – Ч. 3. – С. 86-89.
7. Иванова С.С. Актуальные вопросы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях инклюзивного образования // Логопед в детском саду. 2020. № 2. С. 34-37.
8. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. – М.: Теревинф, 2017. – 64 с.
9. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Ювента, 2016. – 96 с.
10. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: АРКТИ, 2005. – 221 с.
11. Лосева С.М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. – М.: Редкая птица, 2020. – 160 с.
12. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. – М.: Гном и Д, 2017. – 44 с.
13. Морозова Э. Возможности оценки предметно-игровых действий у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2020. № 2. С. 65-72.
14. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей: метод. пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 272 с.
15. Сафина А. В. Интонация как одно из средств языкового манипулирования // Доклады Башкирского университета. 2017. Т. 2. №3. С. 498-502.
16. Смирнова И.А. Логопедическая работа по коррекции произношения у детей // Дошкольная педагогика. 2020. №2. С. 10-15.
17. Смирнова Е.О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 121 с.
18. Смирнова А.А., Дмитриевских Л.С. Особенности состояния языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. С. 78-82.
19. Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 191 с.
20. Сошина И.В. Игротека речевых игр. – М.: Гном и Д, 2016. – 16 с.
21. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. –М.: ВЛАДОС, 2017. – 96 с.
22. Туманова Т.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2016. – 196 с.
23. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 608 с.
24. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 189 с.
25. Цвирко О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей. – Барнаул: БГПУ, 2018. – 72 с.
26. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – Санкт-Петербург: МиМ, 2017. – 187 с.
27. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением речи. – М.: Академия, 2017. – 183 с.
28. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 2018. – 215 с.
Для отработки воспроизведения вопросительной интонации можно рекомендовать прием «Послушай и повтори»: отрабатывается навык резкого повышения тона голоса сначала в словах разной слоговой структуры, а затем и в предложениях. Также осуществляется отработка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов (Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой?). Игровые упражнения на трансформацию повествовательного предложения в вопрос позволяют развить навыки повышения уровня восприятия интонации в имперссивной речи и в экспрессивной речи. Для развития навыков восприятия и воспроизведения логического ударения необходимо сначала проговаривать фразу с заданным местоположением логического ударения, а затем просить детей выбрать подходящий вариант по смыслу. В рамках данных упражнений детей можно просить произнести пословицу с повествовательной интонацией, последовательно перемещая логическое ударение на каждое слово. Отработку восклицательной интонации необходимо начинать на материале междометий, затем речевой материал усложнялся: отрабатывается повышение силы и высоты голоса на ударных гласных с сопровождением движения руки вверх в словах, словосочетаниях, предложениях и, наконец, при выразительном чтении стихов, содержащих восклицательные высказывания положительной или негативной оценочной направленности. Затем детям предлагается преобразовать повествовательное высказывание в восклицательное со значением положительной, отрицательной оценки, со значением удивления, восхищения.