Применение компетентностного подхода в процессе преподавания учебной дисциплины "Менеджмент"
ВВЕДЕНИЕ
Внедрение в образование России компетентностного подхода вызвано необходимостью перенесения акцентов с содержания на результаты обучения. В Болонском процессе это было продиктовано целью добиться сопоставимости образовательных систем разных стран, поскольку унификация программ в старейших вузах Европы, имеющих национальные традиции, оказалась невозможной. В связи с этим вхождение России в Болонский процесс потребовало сменить прежние образовательные стандарты, чтобы перейти на новый профессиональный язык, в котором формулируются требования к результатам обучения. Это язык компетенций. Актуальность темы заключается в том, что сегодня в кризисных условиях экономики России каждый выпускник СПО должен знать и уметь использовать полученные знания на практике и у него должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции согласно полученной профессии, а также должны быть сформированы управленческие компетенции. Применение компетентностного подхода в процессе преподавания учебной дисциплины "Менеджмент" развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт студентов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические основы компетентностного подхода……………..7
§ 1. Становление компетентностного подхода в обучении в России ….7
§ 2. Понятие и сущность основных ключевых компетенций компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования в России. …………………………………………………………...14
§ 3. Компетентностная модель профессиональной подготовки выпускника среднего профессионального образования специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)……………………………………………..23
Выводы по главе 1……………………………………………………………..33
ГЛАВА 2. Применение компетентностного подхода при изучении темы «Мотивация, потребности и делегирование» учебной дисциплины «Менеджмент»…………………………………………………………………...34
§ 1 Содержательные аспекты преподавания темы «Мотивация, потребности и делегирование» в процессе преподавания учебной дисциплины «Менеджмент»…………………………………………………………………...34
§ 2 Отбор эффективных форм и методов преподавания по теме «Мотивация, потребности и делегирование» в процессе преподавания учебной дисциплины «Менеджмент»………………………………………….46
§ 3 Разработка кейса по теме «Мотивация, потребности и делегирование» с использованием компетентностного подхода………..…49
Выводы по главе 2……………………………………………………………..56
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 ; одобрен Советом Федераций 26.12.2012].
2. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 15 мая 2014 г. № 539.
3. Акаева, Е. Л. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода / Е. Л. Акаева // Педагогическая диагностика. – 2016. – № 3. – С. 13-18. - Текст : непосредственный.
4. Базавлуцкая Л.М. Методика преподавания менеджмента : учебно-методическое пособие / Л.М. Базавлуцкая, Д.Н. Корнеев. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. – 99 с. - Текст : непосредственный.
5. Базавова, Т. В. Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. В. Базавова ; Федер. ин-т развития образования. – М., 2007. – 244 с. - Текст : непосредственный.
6. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». / В.И Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. – с. 25–30. - Текст : непосредственный.
7. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2014. —№ 11. —С. 17-22 - Текст : непосредственный.
8. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессиональ ного образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. - 114 с. - Текст : непосредственный.
9. Байденко, В. И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса: подход, ориентиров. на цели : офис проекта ДЕЛФИ, Москва, февр. 2001 / В. И. Байденко, Д. ван Зантворт. – М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2017. – 79 с. - Текст : непосредственный.
10. Баскаев P.M. О тенденциях изменений в образовании и переходе к ком- петентностному подходу / Р.М.Баскаев// Инновации в образовании.- № 1. -2020 - С. 10-16 - Текст : непосредственный.
11. Беликова, И.Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса / И.Ю. Беликова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – №1 (17). – С. 79– 85 - Текст : непосредственный.
12. Болотов В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Болотов В.А., Сериков В.В.//Педагогика. – 2013. – №10. – с. 26 Борытко, Н. М. Педагогические технологии: учеб. Для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2016. –59 с. - Текст : непосредственный.
13. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М. А. Бочарникова // Нач. шк. — (В помощь самообразованию). — 2019.—№3.—С. 86-92 - Текст : непосредственный.
14. Болотов В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Болотов В.А., Сериков В.В.//Педагогика. – 2003. – №10. – с. 26 - Текст : непосредственный.
15. Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. – 2016. – №5. – С. 35–44. - Текст : непосредственный.
16. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». - М.: ЮНЕСКО, 1997. - Текст : непосредственный.
17. Долгих Е.В. Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся педагогическим коллективом в соответствии с требованиями модернизации образования» // Интернет-журнал "Эйдос". - № 8 -2017. -С.12-18- Текст : непосредственный.
18. Дондокова Н.Б. Педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов: автореф. / Н.Б. Дондокова. - Улан-Удэ, 2016. - С. 5-6. - Текст : непосредственный.
19. Гериш, Т. В. Компетентный подход как основа модернизации профессионального образования / Т. В. Гериш, П. И. Самойленко // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2019. – № 2. – С. 11-15. - Текст : непосредственный.
20. Жидкова, Р. А. Современные методы оценивания результатов обучения / Р. А. Жидкова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Серия: Общественные науки. – 2019. – № 28. – С. 779-782. - Текст : непосредственный.
21. . Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход./ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк – М. – 2015. – с. 44–46. - Текст : непосредственный.
22. Зимняя И.А. Инновационно-компетентностная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф., акад. РАО И.А. Зимней. / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, И.А. Мазаева, Н.А. Морозова – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 112 с. - Текст : непосредственный.
23. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34–42 - Текст : непосредственный.
24. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И.А. Зимняя. – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2014. - Текст : непосредственный.
25. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя – М., 2002. – 321 с. - Текст : непосредственный.
26. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с. - Текст : непосредственный.
27. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 4. ‒ Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения. – С. 15–21. - Текст : непосредственный.
28. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе (Сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса). - Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2013. - 312 с
29. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития : монография / А. С. Андриенко. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 92 с. - Текст : непосредственный.
30. Компетентностный подход: пути реализации : монография / Г.П. Гагаринская, В.П. Гарькин, Е.Н. Живицкая, О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова ; ГОУ ВПО «СамГУ» ; ГОУ ВПО «СамГТУ» ; «БГУИР» ; НОУ ВПО «ПИБ». – Самара : Изд-во «Универс групп», 2008. – 258 с. - Текст : непосредственный.
31. Коровин В.М. Реализация основных положений компетентностного подхода в образовательной деятельности российских вузов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Проблемы высшего образования. – 2017. – №1. – С. 105–110. - Текст : непосредственный.
32. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа — 10 сентября 2005 г.). — М, 2005. — С. 17-23. - Текст : непосредственный.
33. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. – 2004. – №7. – С. 30–36 - Текст : непосредственный.
34. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях. – СПб. : Изд-во ИПК СПО, 2018. – 63 с. - Текст : непосредственный.
35. Муравьева Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2017. – №9. – С. 136–143.
36. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста// Вестник УРАО.-2002.- № 1, С .3 - 21. - Текст : непосредственный.
37. Равен, Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. – М., 2019. – 396 с. - Текст : непосредственный.
38. Разуваева Т.А. Компетентностный подход к образованию: краткий теоретический анализ // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – №1-С.23-28. - Текст : непосредственный.
39. Рубаник А. Самостоятельная работа студентов / А.Рубаник, Г.Болынакова, Н.Тельных// Высш. образование в России. — 2015. — №6. — С. 120-124. - Текст : непосредственный.
40. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – М. : КНОРУС, 2021. – 432 с. - Текст : непосредственный.
41. Темняткина, О. В. Формирование ключевых компетенций в личностноориентированном образовательном процессе / О. В. Темняткина // Психология профессионально образовательного пространства личности : сб. науч. ст. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; отв. ред. Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2019. – С. 137-140. - Текст : непосредственный.
42. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / Т.В. Алайцева, Е.А. Лапа. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. – 60 с. - Текст : непосредственный.
43. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. – 412 с.- Текст : непосредственный
44. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. – 2008. – 98 с. - Текст : непосредственный.
45. Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании / Е.В.Чуб.// Инновации в образовании.- 2018.- № 3.- С.21-26. - Текст : непосредственный.
46. Чуркин И.Ю., Чуркина Н.А. Компетентностный подход в образовании / И.Ю. Чуркин, Н.А. Чуркина // Философия образования. – 2016. – № 3 (32). – С. 121–126. - Текст : непосредственный.
47. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования — образование в мире. —2015, № 4. — С. 41-43 - Текст : непосредственный.
48. Божко Е.М., Ильнер А.О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, - URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN119.pdf (дата обращения 20.05.2022)
49. Ефремова О.А. Методология формирования компетенций. - URL: http://yandex.rH/ yandsearch? Clid=l65532&Ir=54&text. свободный (дата обращения: 02.06.2022). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
50. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования - Текст : электронный // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 5 мая. – - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 20.05.2022).
51. Исторический аспект развития компетентностного подхода в образовании - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-razvitiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii свободный (дата обращения: 20.05.2022). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
52. Использование кейс-технологии в СПО - URL: http://stavsgpk.ru/assets/files/metodicheskij-kabinet/metodicheskie-razrabotki/ispolzovanie-kejs-tehnologii-v-spo.pdf свободный (дата обращения: 05.06.2022). - Загл. с титул. экрана.- Текст : электронный
53. Использование кейс-стади в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент» студентам СПО - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-stadi-v-protsesse-prepodavaniya-distsipliny-menedzhment-studentam-spo?81FAAFE1-6742-D845-BBE0-A8B269D29F24_kis_cup_C6FA3ED5_6D17_47D1_B6E2_F4B02CC905E0_ свободный (дата обращения: 05.06.2022). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
54. Кейс-метод в профессиональном образовании - URL: https://www.znanie.org/jornal/n3_08/Pavel3.pdf - Текст : электронный
55. Компетентностная модель выпускника по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) - URL: https://pandia.ru/text/82/616/18001.php свободный (дата обращения: 06.06.2022). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
56. Компетентностный подход к подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50590/1/978-5-8019-0294-4_2012_134.pdf свободный (дата обращения: 05.06.2022). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
57. Основная профессиональная образовательная программа - программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) - URL: https://apk-college.ru/dokum/obrazov/38.02.04/38.02.04-ppssz-poso.pdf свободный (дата обращения: 08.06.2022). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
58. Перспективы компетентностного подхода к среднему профессиональному образованию - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-kompetentnostnogo-podhoda-k-srednemu-professionalnomu-obrazovaniyu свободный (дата обращения: 01.06.2022). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
59. Петренко, Е. А. Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования / Е. А. Петренко. - Текст : электронный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5492/ (дата обращения: 09.06.2022).
60. Реализация компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-1 свободный (дата обращения: 12.05.2022). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
61. Торгунаков, Е. А. Компетентностный подход к подготовке специалистов – URL : http://www.akvobr.ru/-kompetentnostnyi_podhod_k_podgotovke_specialistov. свободный (дата обращения: 12.10.2018). - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный
62. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования – URL : http://-base.garant.ru/70810642/ свободный (дата обращения: 12.05.2022). - Загл. с титул. экрана.- Текст : электронный
На лицо одна из проблем нашей системы образования, причем не только среднего, но и высшего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. Кейс-метод — это достаточно сложная технология обучения. При внедрении кейс-метода в свою практику, педагог должен учитывать степень и уровень обученности студентов в разных возрастных категориях. Один и тот же кейс не всегда подходит для работы студентов одного курса, но с разным уровнем мыслительной деятельности. Для слабых групп кейс приходится делать проще, например из эвристического - аналитический, для сильных групп - и кейс должен стать сложнее, из эвристического перерасти в исследовательский. Еще одним преимуществом работы с кейс-методом является обучение студентов социальному взаимодействию. Ребята в группах учатся слушать друг друга, обмениваться мнениями, высказывать и отстаивать свою точку зрения. При работе с данной технологией нельзя не отметить такой положительный момент, как обучение самостоятельности и развитие творческой деятельности у студентов. Как показывает моя практика, ребята с удовольствием защищают свои проекты, проявляют удивительную фантазию, ищут нетрадиционные пути решения проблемы.