Гендерные различия в способностях
Введение.
Понимание жизни человеческого общества невозможно без изучения психологии женщин и мужчин и понимания их гендерных отличий.
В настоящее время исследования данного вопроса широко проводятся во всем мире. Роль мужчины и женщины в обществе сегодня сильно изменилась и продолжает меняться.
Результаты исследований в области гендерной социализации приводят к выводу, что особенности мужской и женской ролевой идентификации специфически отражаются на месте человека в обществе, на его личной жизни и судьбе в целом.
В различных литературных произведениях, на телевидении, в социальных сетях активно обсуждается тема гендерных различий. Зачастую пропагандируется огромная разница в мышлении, психологии, возможностях. Яркий пример – книга «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грей, разошедшаяся многомиллионным тиражом по всему миру. В книге автор утверждает, что мужчина и женщина с разных планет, говорящие на разных языках, не обладающие никаким сходством.
Но так ли это на самом деле?
Насколько значимы, закономерны и оправданны различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально-психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей его взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы различия гендерных способностей у женщин и мужчин…………………………..…………………………………….......5
1.1 Гендер. Физиологические и психологические отличия полов…...……5
1.2 Общее понятие о способностях.……………………………………….11
1.3 Гендерно-ролевая социализация и гендерные различия……………
Глава 2. Исследования различий в гендерных способностях …………………..17
Выводы ……………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность 1996. №6.-С. 34-38..
2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961-456с.
3. Берн Ш. Гендерная психология - СПб, 2001-450с.
4. Вейнингер О. Пол и характер - М., 1991.-340с.
5. Венгер Л.А. Педагогика способностей - М.: Педагогика, 1973-240с.
6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М. Политиздат, 1989-318 с.
7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира СПб: Тускарора, 2000-184с.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология - СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2001-286с.
9. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий - СПб.: Питер, 2004. - 400с.
10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997-320с.
11.Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1979-319 с.
12. Платонов К.К. Личность и труд. - М.: Изд-во Мысль.,1970-280с.
13. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, возрастная - М. Терра-спорт, 2001-520 с.
14. Шадриков В.И. Психология деятельности и способностей человека. - М, 1996. -455с.
15. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей/ В.Н. Дружинин. – М.: Издательский центр "Академия", 1996. – 224 с.
16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности/ О.П. Елисеев. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 560 с.
17. Майерс Д. Социальная психология/ Д. Маейрс; перевод с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
Согласно теории социальных ролей многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Теория социальных ролей говорит, что социальные роли нередко приводят к образованию социальных стереотипов. Иначе говоря, мы видим, как мужчины заняты одними делами, а женщины – другими, и заключаем из этого, что они разные люди. Концепция, разработанная А. Игли, согласно которой большинство гендерных различий являются продуктами социальных ролей, поддерживающих или подавляющих различие в поведении мужчин и женщин. Социальные роли нередко приводят к образованию социальных и гендерных стереотипов.1 Уильямс и Бест предположили, что стереотипы о гендерах развились как механизм для поддержания поло-ролевой дифференциации. По их мнению, женщина пришла к роли домохозяйки потому, что уход за младенцем накладывал ограничения на ее мобильность, а ведение домашнего хозяйства удовлетворяло требованию оставаться дома. Обнаружив, что такое распределение ролей очень удобно, общество пытается убедить себя в том, что эти роли подходят их носителям.2