Застенчивый ребенок в школе: особенности взаимодействия
Введение
В настоящее время, проблема застенчивости у детей, и трудностей, которые она порождает, начинает занимать важное место в современной педагогике и психологии.
Признание данной проблемы принуждает специалистов в области педагогики и психологии разрабатывать эффективные способы и особенности воспитания и обучения детей, которые испытывают застенчивость в определённых ситуациях при межличностном общении. Как правило, застенчивость проявляется в состоянии нервно- психического напряжения, и отличается разными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, а также эмоциональных, волевых и мыслительных процессов. Каждый случай проявления застенчивости необходимо рассматривать индивидуально, в связи с чем поиск новых методик неограничен. Данную проблему стоит начинать решать в раннем возрасте, так как нерешенные в детском возрасте проблемы могут закрепиться в характере ребенка и остаться с ним на всю жизнь.
Проблемой застенчивости занимались отечественные и зарубежные ученые: Ф. Дж. Зимбардо, А. Захаров, Л. И. Божович, Е. М. Гаспарова, А. И. Захаров и другие. Они предлагают подходы к поддержке относительно легких и относительно тяжелых случаев, освещают особенности и трудности в работе с такими детьми и социализацию застенчивых детей.
Актуальность темы заключается в том, что проблема застенчивости уходит корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, заводить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть невидимыми, не брать на себя инициативу, а главное, не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов. И с этим состоянием необходимо бороться с раннего возраста, чтобы не обрекать ребенка на тяжелое будущее.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретический аспект изучения детской застенчивости 5
1.1 Понятие и признаки застенчивости 5
1.2 Факторы и причины проявления застенчивости у детей 7
1.3 Особенности взаимодействия с застенчивыми детьми в школе 12
Выводы по 1 главе 15
Глава 2 Эмпирическое исследование застенчивости и путей ее преодоления у детей 16
2.1 Методы исследования проявления застенчивости у школьников 16
2.2 Комплекс мероприятий, направленный на снижение проявлений застенчивости у школьников 29
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список источников и литературы 37
Список источников и литературы
1. Галигузова Л.Н., Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. – М., Воронеж, 2001. – 265 с.
2. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Вопросы психологии. 2010. – №5. – С. 14-16.
3. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. Издательство «Просвещение». 2011. – № 3. – С. 11-12
4. Застенчевость: Научно-практические ответы на жизненные вопросы. Ш. А. Дустмухаммедова, З. Т. Нишонова, П. С. Эргашев, И. Г. Рахимова. –Ташкент, 2013. – 165 с.
5. Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей[Текст] / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 416 с.
6. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). –СПб: Питер Пресс, 2014. – 256 с.
7. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология[Текст]: конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: А-Приор, 2010. – 160 с
8. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 2015. – 385 с.
9. Кленкина.В.Ю., Халявина.О.В. «Застенчивость, как проблема детского возраста», 2012. – 214 с.
10. Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. Училищ / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.
11. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста: Академ. Проект, 2011. – 420 с.
12. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, ЮАМенджерицкая, Е.Д Бреус. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
13. Лэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии [Текст] / Х. Ледьюсон, Ч. Шеффер – СПб.: Питер, 2000. – 152 с
14. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 432 с.
15. Мишина Е. Застенчивый ребенок / Е. Мишина. – СПб.: Питер, 2012. – 275 с.
16. Проявление застенчивости у детей - Феномен детской и подростковой застенчивости. [электронный ресурс] – режим доступа: http://studbooks.net/690766/psihologiya/proyavleniya_zastenchivosti_detey
17. Словарь системы основных понятий / Педагогика / [электронный ресурс]: Режим доступа: https://kmpo.ranepa.ru/obrazovanie/nauchno-metodicheskaya-rabota/metodicheskie-materialy/doc/slovari/doc/.pdf Дата обращения: 12.04.2022
18. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья[Текст] / А.С. Спиваковская. – М.: АпрелЬ Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – Т.1. – 304 с. – Т.2. – 464 с.
19. Толковый словарь В.И. Даля / [электронный ресурс]: Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal Дата обращения: 12.04.2022
20. Ярыгина А. Застенчивый дошкольник // Дошкольное воспитание. 2016. – 523 с.
Он обладает высокой общей самооценкой, считает себя лучшим и в то же время сомневается в позитивном отношении других, особенно незнакомых людей, к себе. Поэтому застенчивость наиболее ярко проявляется в общении с ними. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует развивающуюся область потребностей и мотивации, мешает ему полностью удовлетворять существующие коммуникативные потребности.
Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксацией на своей личности в любом типе взаимодействия. Особенность его личности в том, что все, что он делает, проходит через суть образа, в котором «живет» другой, который ставит под сомнение высокую ценность его личности. Различий в этом параметре у застенчивых и неприличных детей не зафиксировано. Часто застенчивые дети справлялись с заданиями намного лучше, чем их сверстники. Проблемой застенчивости занимались отечественные и зарубежные ученые: Филипп Джоржд Зимбардо, Анатолий Александрович Захаров, Лидия Ильинична Божович, Елена Михайловна Гаспарова, Александр Иванович Захаров и другие. Они предлагают подходы к оказанию помощи как сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях, освещают особенности и трудности в работе с такими детьми и социализацию застенчивых детей.