Развитие профессионально важных качеств студентов, обучающихся по специальности Психология служебной деятельности

Цель исследования: изучение профессионально значимых личностных характеристик студентов-психологов
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
88 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы. Настоящее время характеризуется резкими изменениями в социально-политической, экономической структуре общества, в сознании людей. Это не могло не отразиться на судьбе психологической науки. Для российской психологии последних десятилетий характерно интенсивное нарастание практической ориентации, что определено в первую очередь усилением потребности в психологической помощи и психологическом обеспечении самых различных сторон жизнедеятельности российского общества. Растет потребность и в профессиональных психологах, что приводит к увеличению числа студентов, выбирающих психологическое образование. При этом задачи практической психологической работы делают актуальной проблему не просто образования, но формирования личности психолога, развития у него профессионально необходимых психологических качеств . Фактически общепризнанным сегодня является представление о том, что сама личность психолога выступает в качестве одного из основных инструментов его работы. Вследствие этого современная психология проявляет к изучению личности психолога повышенный интерес, который опирается на имеющие большую традицию исследования личностного развития студентов, формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности. Особое внимание психологов к периоду студенчества определяется тем, что в ходе профессионального становления во время обучения осуществляется процесс самоопределения, формируются новые жизненные ценности и осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. Важнейшей проблемой в этой связи является построение такой системы образовательного процесса, которая учитывала бы возможность как профессионального становления специалиста, так и его личностного развития. 

Оглавление
Введение.............................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы изучения профессионально-важных качеств личности студентов-психологов ….…………………………………………6
1.1 Современные психологические исследования профессиональных и личностных качеств психолога в отечественной литературе..........................................................................................................6
1.2 Проблемы формирования личностных качеств студентов-психологов в процессе профессионального образования………………………………………………..............................13
Выводы по 1 главе............................................................................................19
ГЛАВА 2.  Эмпирическое исследование профессионально-важных качеств личности студентов-психологов.....................................................................21
2.1. Организация и проведение исследования……………...........................21
2.2.Анализ результатов исследования....................................................................................................23
Выводы по 2 главе............................................................................................27
Заключение.......................................................................................................28
Литература.......................................................................................................30

 

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. — М.: Академический проект, 2005 
2. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? — критерии таксономической парадигмы/ Иностранная психология. — 1993. Т.1. №2. — С. 9 — 23. 
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике/ Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992. С. 99-110. 
4. Аксентьева М.А. Проблемное поле психологии профессионального образования М. 2001. — 269 с. 
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 342 с. 
6. Кудрявцев Г.В. Психологические основы профобучения. — М.: Педагогика, 1988. — 216 с.
7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — №1. — С. 92 — 100.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988. — 270 с. 
9. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. №1. 
10. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — №3. — С. 131 — 135. 
11. Гринько О.В. Развитие будущего субъекта психолого-педагогической деятельности Университетские чтения 2006. Симпозиум 2. Сек. №2-4.
12. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. №2. 13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993. — 380 с. 
14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия. — Минск: Нар. асвета, 1996. — 399 с. 
15. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. 
16. Качалова Л.М., Боголепова С.Ф., Плыплин В.В. Альфа-ритм и темп усвоения знаний / Труды СГУ. Выпуск 44. М., 2002. — 360 с.

17. Изучение факторов, влияющих на успешность обучения. Тезисы докладов / Межвузовская конференция-семинар «Методы активного обучения и деловые игры в учебном процессе». Челябинск — Иркутск, 1990. 0,1 п.л. 
18. Калитеевская Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта // Гештальт-96. — М., 1997. С. 63-76. 
19. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). Казань, 1969. -329 с.
 20. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998. -347 с. 
21. Комплексное исследование проблемы обучения и воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980. -268 с.
22. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и склонности к риску. М., 1997. 
23. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Вопросы психологии. 1995. №5. С. 108-115.

 

Эмоциональная направленность личности, в частности потребность в общении и альтруистическая потребность, была исследована при помощи методики Додонова. Додонов Борис Игнатьевич — отечественный психолог, профессор, специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. Методика по изучению эмоциональной направленности личности состоит из 60-ти различных утверждений. (Приложение 2).  Все утверждения подразделяются на 10 шкал, каждая из которых отражает определенное эмоциональное направление личности. Так как развитие ведущих эмоциональных переживаний представляет собой центральный процесс формирования эмоциональной сферы отражения, продолжающийся на протяжении всего онтогенеза Эмоциональное становление представляет собой процесс усложнения эмоциональных проявлений: от удовольствия / неудовольствия до глубоких чувств сочувствия, сострадания, эмпатии.