Мотивы выбора профессии студенческой молодежью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы
Во все времена выбор сферы деятельности был насущной проблемой для людей, именно во времена студенчества жизнь ставит перед молодыми людьми вопрос: «Как реализоваться в жизни?», от чего молодые умы начинают формулировать и реализовывать собственные планы, методом проб и ошибок определять приоритеты своей будущей жизни. Этот период жизни определяется стремлением поиска и понимания себя не только как личности, но и как человека, включенного в общественно-трудовую деятельность.
Одним из главнейших показателей эффективности модернизации российского образования выступает успешность профессиональной ориентации, отмеченным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из исследований ясно, что у большинства молодых людей выбор профессии опирается на существующие в обществе стереотипы, которые, в свою очередь, затрудняют поиск профессионального образа и создают трудности, появляющиеся в расхождении понятий «профессия» и «работа».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 7
1.1 Категориально-понятийный аппарат выбора профессии студенческой молодежью 7
1.2 Мотивы выбора профессии студенческой молодежью 10
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ 13
2.1 Социологические исследования мотивов выбора профессии студенческой молодежью 13
Заключение 18
Список источников и литературы 20
Список источников и литературы
1. Селиванов Д.Ю. (2011) Сущность и особенности профессиональной социализации студентов аграрных вузов // Вестник университета. № 9. С. 318–320. (Дата обращения: 15.05.2022)
2. Мосиенко О. С., Филоненко В. И., Магранов А. С., Понеделков А. В. Особенности и противоречия профессиональной социализации современной студенческой молодежи: итоги межрегионального социологического исследования // Власть. 2017. Том 25. № 5. С. 18-28. (Дата обращения: 15.05.2022)
3. Золотухин С. А. Студенческая молодежь как вероятностная группа риска современного общества // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. проф. В. Н. Белова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. С. 15.
4. Никонова Т. В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции. СПб., 2000. С. 13.
5. Рудакова О. В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: дис... канд. соц. наук. М., 2004. С. 63.
6. Петрова Т. Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб.: Бельведер, 2000. С. 23.
7. Курганская М. Я. Патриотические ценностные ориентации студенческой молодежи: дис… канд. соц. наук. М., 2012. С. 4.
8. Максимова О. А., Калезина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социс. 1999. № 6. С. 132. 9. Панкова Л. И. Основные факторы формирования ценностных ориентаций студентов: дис… канд. соц. наук. М., 2006. С. 104.
9. Сотникова С.И., Прокудина О.А. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования // Экономика труда. – 2019. – № 3. – С. 1059-1078.
10. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Мысль, 2001. С. 1999. (Дата обращения: 15.05.2022)
11. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. - 2007. - №4. - с. 30-32
12. Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном Российском обществе: состояние и пути развития / А.Г. Антипьев // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — №2 (12).
13. Балюк А.Д. Профессиональная ориентация в системе социализации молодежи (на примере Ростовской области). Диссертация ... кандидата социологических наук. Тюмень, 2014. (Дата обращения: 15.05.2022)
14. Ганеева Р. Р., Бисерова Г. К. (2015) Проблема выбора профессии студентами // Международный студенческий научный вестник. № 5–2. С. 287
15. Гижицкий В. В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 200 с.
16. Мосиенко О. С., Филоненко В. И., Магранов А. С., Понеделков А. В. Особенности и противоречия профессиональной социализации современной студенческой молодежи: итоги межрегионального социологического исследования // Власть. 2017. Том 25. № 5. С. 18-28.
17. Константиновский Д.Л., Попова Е. С. (2017) Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся. Вып. 15. С. 154–174.
18. Лях П. П. (2018) Выбор профессии как начальная стадия профессиональной социализации студента // Ученые заметки ТОГУ. Т. 9. № 4. С. 185–189.
Исторически сложилось, что самостоятельно мотивы профессионального выбора не формируются, они зависят от ряда мер, в рамках которых молодые люди готовы сделать осознанный выбор специальности в соответствии со своими способностями и увлечениями, а также от ситуации на рынке труда. Для повышения штатного потенциала организаций необходим осознанный выбор сферы деятельности, в связи с чем важно, чтобы каждый человек принял для себя решение самостоятельно. Сделанный выбор может повлиять на удовлетворенность трудом, мотивацию, производительность, от выбора также будет зависеть эффективность развития способностей и талантов работника. В этом контексте все большую важность приобретает изучение влияния мотивов на выбор карьеры. Благодаря прогрессивным изменениям современных условий жизни и формирования единого пространства информации молодое поколение может в полной мере представить многообразие моделей культуры и экономики, а также различия в образе и уровнях жизни. С течением времени меняя представления молодежи о «хорошей работе», трудовых ценностях и мотивах профессионального выбора.