Проблемы и перспективы использования франчайзинга малыми средствами размещения
ВВЕДЕНИЕ
Для многих организаций и предприятий франчайзинг является мощным инструментом продвижения и распространения бизнес идей. Франчайзинг помогает предпринимателям создавать условия для того, чтобы стать полноценными владельцами бизнеса. Собственно термин «франчайзинг» пришел в нашу практику относительно недавно по сравнению с такими терминами как менеджмент, маркетинг. В настоящее время отдельные термины, используемые при франчайзинге, требуют разъяснений и комментариев, поскольку законодательно не прописаны, а в практической деятельности уже используются.
На сегодняшний день в России нельзя никого впечатлить товарами и услугами под товарными знаками компаний «Кока-Кола», «Адидас», «Макдональдс», «KFC», «Редиссон», «Мариотт» и другими. Эти популярные бренды давно и прочно ассоциируются с качественными товарами или услугами, в определенном смысле речь идет об уровне престижа при их потреблении. Надлежащее качество товаров и услуг этих популярных франшиз имеют высокую репутацию, заработанную годами. Если еще 20 лет назад данные товарные бренды казались недоступны с точки зрения использования их на территории РФ, в настоящее время же это вполне реально. Потребителю не столь важно, кто ему оказывает услугу – сам владелец товарного знака или лицо, которое имеет на это право. Главное, чтобы услуга была качественно оказана и торговая марка по-прежнему оправдывала свое наименование.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА МАЛЫМИ СРЕДСТВАМИ РАЗМЕЩЕНИЯ 6
1.2. Этапы развития франчайзинга и его формы в сфере гостеприимства 14
1.3.Специфика использования франчайзинга малыми средствами размещения в РФ 24
2.ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОСТЕЛА «СВОИ ЛЮДИ» 33
2.1.Общая характеристика деятельности хостела «Свои Люди» 33
2.2.Анализ реализации франчайзинга в сфере гостеприимства на примере деятельности хостела «Свои люди» 39
2.3.Преимущества и недостатки франчайзинга на примере данных предприятия «Свои люди» 43
2.4.Проблемы функционирования хостела на условиях франчайзинга и рекомендации по их устранению 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1) Hормативные акты
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
ГК РФ Статья 1027. Договор коммерческой концессии.
2) Учебники, монографии, диссертации
2. Алиев О.М. Анализ развития франчайзинга в зарубежных странах// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019 – № 9 – С. 143-147.
3. Азгальдов Г.Г. Отчет об оценке интеллектуальной собственности (практические рекомендации) / Г.Г. Азгальдов, H.H. Карпова. − М.: Институт профессиональной оценки, 2018. С. 19-20.
4. Абчук В.А. Коммерция:// Учебник. — СПб.: Изд. Михайлова, 2019. — 475с.
5. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей/Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. -10-е изд. -СПб.: Питер, 2018. -194 с.
6. Быстров, С. А. Организация гостиничного дела : учебное пособие / С.А. Быстров. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 432 с.
7. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. /— М.: Финансы и статистика, 2019. — 389с.
8. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. //— Тольятти: Дока-Пресс, 2018.- 154с.\
9. Живов Я. Франшиза — начало успешного бизнеса // Управление компанией, 2020. — № 1.
10. Зюзина Н.Н. Маркетинг как инструмент управления предприятием. Учебное пособие//Зюзина Н.Н. -Липецк, ЛКИ. -2010. -65 с.
11. Зайцева А.Н., Пахомова А.И. Влияние фирменного сервис-стиля на эффективность деятельности предприятия // Теория и практика современной науки. - 2018. - № 3. - С. 801 - 803
12. Каурова. Организация сферы туризма. Учебное пособие. - М.: Герда, 2018. - 344 с.
13. Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность. - М.:МАРТ, 2017. - 234 с.
14. Котлер, Ф. Основы маркетинга/Ф. Котлер. -М.: Издат. дом «Вильямс», 2018. -263 с.
15. Кусков А.С. Гостиничное дело: Учебное пособие. – 2019. -№3. - 270 c.
16. Ксенофонтова Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник - М.: КноРус, 2020. 314 с.
17. Колодий, Н. А. Маркетинговые технологии в туризме: экономика ощущений и впечатлений: учеб. пособие для СПО / Н. А. Колодий. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 326 с.
18. Леонтьев Ю.Б., собственности и нематериальных активов. - М.: «Октопус», 2019. – 785 с.
19. Методические рекомендации по оценке ставок роялти для товарных знаков с использованием нечеткой логики / Г.Г. Азгальдов [и др.]. - М.: Школа оценщиков интеллектуальной собственности, 2018. – 222 с.
20. Меркулов А., Фокин В., Соколова Т. Франчайзинг от А до Я/ А. Меркулов, В. Фокин, Т. Соколова. — Из-во: Феникс, 2018 — 201 с.
21. Ненашев С.И. Технологии франчайзинга: условия и принципы его успешного применения / Материалы международной конференции «Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг». - М., 2018;
22. Никольская, Е.Ю. Управление качеством гостиничных услуг : учебник / Никольская Е.Ю., Тихненко А.А., Попов Л.А. — Москва : Русайнс, 2021. — 197 с.
23. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности. - М.: Экзамен, 2018. - 323с.
24. Пеша А.В. Фирменный стиль как один из инструментов формирования корпоративной культуры организаций сферы обслуживания // Костюмология. - 2017. - № 1. - С. 1 - 8.
25. Погорелова Э.И., Сергеев А.А. Качество обслуживания туристов в гостиницах как фактор привлечения туристов // Интерактивная наука. - 2017. - № 1. - С. 193 - 196.
26. Рыманов А.Ю., Бочарова И.Ю. Корпоративное управление. - М.: Форум, Инфра-М, 2018. - 288 c.
27. Соколова С. Единый стиль для привлечения клиентов // Гостиничное дело. - 2018. - № 9. - С. 32 - 39.
28. Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании / Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2019. 624 c. 12. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. Издательство: Инфра–М, 2020. - 151 с.
29. Семичева В. О. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса//Символ науки. —2019. —№ 3 —С. 153-158.
30. Сперанский А.А. Проблемы развития франчайзинга в России //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. –2018. – № 3(16). – С.137 – 139.
31. Симкина С.С. Особенности функционирования франчайзинга в сфере торговли детскими товарами в России. Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции (21-22 апреля 2020 года), в 5-х томах, Том 1, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2020, - 510 с.
32. Степанчук А.А Франчайзинг как форма начала бизнеса: плюсы и минусы решений о приобретении франшизы// Современный менеджмент: Проблемы и перспективы. ‒ 2017 ‒ С. 285-289.
33. Тимерханова Э.Н., КамаловЭ., ГабдрахмановА.Т. Проблемы и перспективы франчайзинга в России //Социально-экономические и технические системы: исследова-ние, проектирование, оптимизация. –2018. – № 53 – С. 71-76. 121
34. Шахова М.С Франчайзинг как современная форма ведения бизнеса: учебное пособие/. М.: «ИНФРА-М», 2016. – 277 с.
35. Устюжанин А.А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. − 2018 − №4(6). – С. 14.
36. Ягеров А.В. Современные проблемы оценки стоимости франчайзингового обслуживания // Менеджмент и маркетинг в России. – 2018. – №7. – С.67 – 69.
Интернет-ресурсы:
37. Малые гостиницы и их роль в развитии индустрии туризма и гостеприимства. Режим доступа к источнику: https://bstudy.net/711649/turizm/malye_gostinitsy_rol_razvitii_industrii_turizma_gostepriimstva
38. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (в ред. от 18.03.2019 № 34-ФЗ). Режим доступа к источнику: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027.
39. Особенности организации обслуживания в малых отелях. Режим доступа к источнику:https://spravochnick.ru/gostinichnoe_delo/osobennosti_organizacii_obsluzhivaniya_v_malyh_otelyah
40. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020. Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru.
41. Материалы Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]: https://www.cbr.ru/.
42. Методические рекомендации по расчету вознаграждений (ставок роялти) за использование товарных знаков (с примером). Рекомендации разработаны коллективом авторов в составе: Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Смирнов, Н.В.Костина, Д.В.Подшиваленко, Л.А.Микузева, Ю.Б.Леонтьев, О.Б.Кухарская, Е.А.Булгакова, А.В.Чиркин, Р.А.Бабенко, Е.Е.Кияшко, А.П.Ласточкин, Н.Ю.Пузыня, Мартинсито Замбрано, И.Е.Аршинов, М.А.Румянцев, Л.А.Понкратова, О.В.Котова, Кулаков К.Ю., 124 Васяев И.В., Т.В.Березовская. Электронный ресурс. URL: https://docviewer.yandex.ru/view.
43. Одинцова.Т. Франчайзинговые особенности бизнеса. Электронный ресурс.//Портал предпринимателей.–2016.–URL: http://smallbusiness.ru/idea/biz_idea/2554.
44. Понятие малого средства размещения. Классификация основных видов. https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-malogo-sredstva-razmescheniya-klassifikatsii-osnovnyh-vidov-malyh-sredstv-razmescheniya-rossiyskoy-federatsii
45. Официальный сайт государственной статистики. Электронный ресурс. URL: https://stavstat.gks.ru
46. Общий обзор франшиз для России начало 2018 – конец 2019 годов // Франчайзи. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// www.franchisee.su/analiz-franshiz/obshchiy-obzor- franshiz2012-2013.php.
47. Официальный сайт государственной статистики. Электронный ресурс. URL: https://stavstat.gks.ru.
48. Перспективы франчайзинга в России: медленно, но верно. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://franchisinginfo.ru/franchayzing/45/ perspektivyfranchayzinga-rossii-medlenno-verno/.
49. Рейтинг РБК: Топ-50 самых популярных франшиз 2019 года. Официальный сайт Franshiza.ru. URL: https://franshiza.ru/article/read/rejting_rbk_top_50_samyh_popul yarnyh_franshiz_2019_goda/
50. Франшиза: необоснованные ожидания и реальные возможности. Электронный ресурс. URL: https://franshiza.ru/article/read/franshiza_ozhidaniya/.
51. Официальный сайт хостела «Свои люди». Режим доступа: https://hostelsvoiludi.ru/
Руководству следует учесть ряд факторов, способствующих организации домашней атмосферы и уюта. Не стоит забывать о конкретных условиях, прописанных в договоре о франчайзинге, где регламентируется цвета, интерьер, форма и все другие критерии. Но на этих условиях, руководство в лице генерального директора (он же франчайзи) берет на себя ответственность, формируя свой интерьер, не противореча и не обходя условия, указанные в соглашении.
Руководствуясь правилами, в рамках реализации франчайзинга, следует учесть, что самым популярным местом гостей является столовая зона, она же общая кухня, где люди проводят свое свободное время, общаясь между собой. Можно организовать вечера с просмотрами фильмов в уютной атмосфере. Также, стоит отметить, что хостел находится на одном этаже и имеет длинный широкий коридор, где можно проводить для детей разного рода конкурсы и мероприятия. Помимо этого, можно устраивать вечера с настольными играми, благодаря этим, на первый взгляд, простым предложениям, люди будут чувствовать себя сплоченнее.
В качестве предложений, можно провести краткий экскурс и рассказать все легенды о реке Булаке, можно озвучить «местные городские», т.к это привлекает больше внимания простых обывателей.
Вместо строгой формы администраторам и горничным можно предложить мягкие и уютные тапочки, также интересную пижаму, желательно одной цветовой гаммы, горничным можно предложить более спортивный стиль, т.к они постоянно занимаются физической работой.