Динамика базовой ценности «любовь» в Американской лингвокультуре
Введение
Изучение базовых ценностей определённой лингвокультуры является важным аспектом психолингвистики. Под базовыми ценностями понимают совокупность жизненных установок и идеалов, которые представители определённой культуры считают характерными и важными для своего народа и системно реализуют их в своей деятельности. В процессе социализации общество устанавливает нормы, которые впоследствии формируют позитивные или негативные ценности. Однако именно с развитием общества развиваются и изменяются нормы, а, следовательно, и ценности. Как и другие элементы человеческого самосознания, ценности склонны к динамичному изменению ввиду того, что на их формирование влияет множество культурно-исторических, социально-экономических и индивидуально-психологических факторов. Все эти изменения прослеживаются в языке, который отражает сознание человека. Именно поэтому определение ценностей и анализ их изменения поможет не только выявить нормы современной американской лингвокультуры, но и проследить их динамику, основываясь на анализе толковых словарей разных лет.
Исследование проводится на основе свободного ассоциативного эксперимента. В Большом психологическом словаре ассоциативный эксперимент определяется как «особый проективный метод исследования мотивации личности, где испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Таким образом регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и прочее. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого, его установках и т. п.». В свободном ассоциативном эксперименте испытуемый Таким образом, метод ассоциативного эксперимента является эффективной техникой психолингвистического анализа семантики, отражающей субъективную картину мира респондента и культурный фон народности, в условиях которой человек формирует своё мировоззрение.
Содержание
1.1. Отличие понятия ценностей от понятий ориентаций, установок и аттитюдов
1.2. Отличие понятия ценностей от понятия нормы
1.3. Отличие понятия ценностей от понятия стереотип, штамп и клише
1.4. Понятие языкового сознания
Ассоциация и ассоциативное поле
Метод свободного ассоциативного эксперимента
Значение любви в Американской лингвокультуре
Выводы по главе 1
Глава 2.
2.1. Анализ определения «любовь» в Американских словарях английского языка
Анализ результатов свободного ассоциативного эксперимента
Выводы по главе 2
Часть 3. Лингводидактическая часть
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Список литературы
1. Basic Human Values: An Overview by Shalom H. Schwartz
2. Психолингвистические методы установления базовой ценности Arbeit / работа в Австрийской лингвокультуре (А.И. Хлопова)
3. Психология ценностей (Ж.В. Горькая)
4. Уточнённая теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России (Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова)
5. Норма и ценность (Г. Кёльзен)
6. Miller, D.T.; Prentice, D.A. The Construction of Social Norms and Standards. In Social psychology: Handbook of Basic Principles; Higgins, F.T., Kruglanski, A.W., Eds.; Guilford: New York, NY, USA, 1996; pp. 799–829.
7. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология (В.В. Красных)
8. “Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты” // Сб. под ред. Н.В. Уфимцевой. М.- Барнаул. 2004. C.6-17).
9. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. – М.: Прогресс, 1974. – 44 с.
10. Лингвиcтичecкий энциклoпeдичecкий cлoвapь / Гл. peд. B.H. Яpцeвa. M.: Coв. энциклoпeдия, 1990. C. 380.
11. Семантические поля как способ реализации языковых картин мира (И.Н. Рубцов)
12. (8, с. 235). (Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. – М.: Наука,1977.)
13. Шмелев, Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка / Д. Н. Шмелев. – М.: Просвещение, 1964. – 244 с.).
В лингводидактической части представлено возможное использование результатов нашего исследования в практике вузовского преподавания языкознания, этнопсихолингвистики, лингвокультурологии, практикума по культуре речевого общения и др. В теоретической части выпускной квалификационной работы было проведено исследование термина «ценность», отличие понятие ценности от понятий нормы, стереотипа, штампа, клише. Также был рассмотрен метод ассоциативного эксперимента как способ изучения базовых ценностей в лингвистике. В практической части работы исследуются данные американских толковых словарей различных лет. Благодаря сравнительному анализу мы можем проследить динамику содержания базовой ценности любовь в американской лингвокультуре. Помимо этого, был проведён анализ результатов свободного ассоциативного эксперимента, что позволило выяснить содержание базовой ценности любовь в современной американской лингвокультуре. Предложенные задания являются примером использования результатов проведенного исследования для изучения содержания базовых ценностей во время учебного процесса.